Проектом, разработанным Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта, предусмотрены изменения и дополнения в Положение о квалификационных требованиях к работникам юридических лиц, занятым на перевозках пассажиров и грузов, и индивидуальным предпринимателям, занятым на перевозках грузов автомобильным транспортом.
________________________
! Коротко о главном: Дифференцированы вопросы аттестации в зависимости от вида перевозок, заявление на повторную аттестацию можно подавать неоднократно, а также вводится процедура переоформления аттестационных листов, которой ранее не было.
________________________
Изменения предусматривают упрощение аттестации. Как показывает практика, претендент, работающий на грузовом автотранспортном предприятии, затрудняется ответить на вопросы, связанные с работой пассажирского или международного автотранспорта, и, наоборот, претендент, хорошо знающий специфику пассажирских перевозок, не владеет знаниями о грузовых. Поэтому проектом предусмотрено, что вопросы будут дифференцироваться по видам перевозок:
- грузовые;
- пассажирские;
- международные;
- смешанные.
Выбор одного из видов вопросов будет осуществляться самим перевозчиком.
Корректировке подвергся перечень документов, предоставляемых для прохождения аттестации. В частности уточнено, что копии трудовой книжки и приказа о назначении на соответствующую должность должны предоставлять работники юрлиц. Это связано с тем, что к индивидуальным предпринимателям не предъявляются требования по стажу работы и они не принимают приказов о своем назначении на должность, следовательно, требование о предоставлении указанных выше копий на них не распространяется.
Проект предусматривает восстановление прежнего порядка, когда аттестуемое лицо могло неоднократно подавать заявления на повторную аттестацию, что отвечает требованиям Указа Президента от 15.05.2015 г. № УП-4725. Напомним, что на сегодняшний момент допуск на повторную аттестацию возможен не ранее, чем через месяц со дня ее проведения. Данное ограничение было включено в нормативно-правовой акт в январе 2015 года (от 21.01.2015 г. № 1626-6). Однако, как показала практика, ожидание в течение месяца повторной аттестации негативно влияет на ритмичность и стабильность перевозочного процесса.
Действующей редакцией нормативно-правового акта не предусматривается переоформление аттестационных листов, из-за чего часто возникают претензии со стороны перевозчиков, которым приходится несмотря на наличие положительного аттестационного листа повторно проходить аттестацию, например, при трудоустройстве на другую работу в порядке совместительства либо при преобразовании лицензиата-юрлица. Для упрощения механизма допуска к осуществлению предпринимательской деятельности предлагается разрешить в таких случаях переоформление аттестационных листов без повторной аттестации.
Заявление о переоформлении аттестационного листа лица, уже имеющего его и претендующего на трудоустройство на другом предприятии в порядке совместительства, рассматривается аттестационной комиссией с участием заявителя. Учитывая, что автоперевозки относятся к видам деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам, здоровью граждан, общественной безопасности, с претендентом проводится собеседование с целью подтверждения возможностей претендента обеспечить требуемые условия организации и безопасности автоперевозок.
Срок действия переоформленного аттестационного листа не должен превышать срока действия основного аттестационного листа.
Цель проекта – максимально упростить механизм аттестации работников юридических лиц, занятых на перевозках пассажиров и грузов, и индивидуальных предпринимателей, занятых на перевозках грузов автомобильным транспортом. Однако стоит учесть, что проект находится в начальной стадии согласования и может быть изменен, скорректирован или отклонен.
Елена ЕРМОХИНА,
наш эксперт-юрист.