Приказом министра юстиции (зарегистрирован Министерством юстиции 25.12.2015 г. № 2745) утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов.
Антикоррупционная экспертиза проводится органами юстиции в рамках правовой экспертизы, и ее задачами являются:
- выявление в проектах коррупциогенных факторов, создающих возможность совершения коррупционных правонарушений;
- общая оценка последствий принятия проекта на возможность совершения коррупционных правонарушений;
- прогнозирование возможности рисков коррупционного характера в процессе применения НПА;
- разработка рекомендаций и принятие мер, направленных на устранение выявленных в проектах коррупциогенных факторов.
При проведении антикоррупционной экспертизы используется как официальная, так и неофициальная информация.
К официальной относятся:
нормативно-правовые акты;
международные договоры;
официальные публикации, включая официальные ресурсы Интернета;
статистические данные и отчеты;
судебная практика.
К неофициальной информации относятся:
сообщения СМИ;
научные издания;
неофициальные ресурсы Интернета.
Сотрудник органа юстиции, проводящего антикоррупционную экспертизу, вправе:
знакомиться с документами, относящимися к предмету проектов, по которым проводится антикоррупционная экспертиза, и запрашивать дополнительные необходимые документы;
уточнять нормы проектов, по которым проводится антикоррупционная экспертиза, и получать по ним соответствующие разъяснения.
Антикоррупционный эксперт обязан:
соблюдать требования по организации и проведению антикоррупционной экспертизы;
при наличии оснований для самоотвода немедленно заявить об этом своему руководителю;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы;
обеспечивать сохранность представленных документов.
Антикоррупционная экспертиза может проводиться юридической службой разработчика или органа, принимающего НПА, а также органов, с которыми проекты должны быть согласованы. При ее проведении анализируются каждая норма или положение проекта, а также уровень соответствия его положений другим НПА в данной области.
В случае выявления в ведомственных НПА норм, содержащих коррупциогенные факторы, Министерство юстиции отказывает в их госрегистрации в соответствии с Правилами подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов (от 28.02.2014 г. № 2565).
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Обзор «Новое в законодательстве Республики Узбекистан» подготовила
Елена ЕРМОХИНА,
наш эксперт-юрист.