Указом Президента № УП–4850 от 21.10.2016 г. инициируется создание в нашей стране административных судов и принятие Закона «Об административном судопроизводстве». В этом материале о том, зачем это делается.
«Встретимся в суде!» – в развитых демократических правовых государствах эта фраза мигом заставляет задуматься государственного служащего о правильности своих действий по отношению к физическому или юридическому лицу, и если не изменить свою позицию по тому или иному вопросу, то хотя бы перепроверить ее на соответствие законодательству. Ведь в зале судебного заседания он уже не будет «хозяином положения», а должен сам доказывать правосудию, что ничего не нарушил.
Наши граждане, прекрасно это понимая, в последнее время ничем не уступают по судебной активности европейцам или американцам. Растет число судебных дел, а значит, судебная система должна адаптироваться к новым реалиям. В Узбекистане и сейчас можно судиться с чиновниками. Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Гражданский процессуальный кодекс, а также Хозяйственный процессуальный кодекс предоставляют и бизнесу, и просто гражданам вполне широкие возможности для отстаивания своих интересов. Хорошо это и для самих чиновников. Так, если гражданин по закону действительно не прав, то тратить свое здоровье и нервы на препирания с ним не нужно, достаточно грамотно изложить свою позицию в суде, тем самым сохранив свою репутацию честного госслужащего.
И если в контексте разрешения споров между госорганами и гражданами правосудие по гражданским делам (обжалование гражданами действий и решений госорганов и должностных лиц) и хозяйственным делам (подача заявлений о признании недействительными актов государственных и иных органов) уже действует в полную силу, то в сфере производства по делам об административных правонарушениях все еще имеются некоторые проблемы.
Начнем с того, что административные взыскания могут налагаться не только судом, но и должностными лицами 32-х других государственных органов. Доказать что-либо госслужащему, который сам и обвинитель и судья, всегда сложно, но порой и просто выслушивать аргументы в оправдание никто не собирается. Отсюда и столько эмоций, к примеру, у лиц, оштрафованных инспекторами ГСБДД. И тут нет правых и виноватых, сама система производства по делам об административной ответственности устроена таким образом, что в большинстве своем все решается вне судебных стен.
Вместе с тем, нужно отметить, что согласно ч. 2 ст. 245 КоАО любое дело об административном правонарушении можно передать на рассмотрение в суд. Достаточно при составлении протокола об административном правонарушении сделать в нем пометку, что вы отрицаете факт правонарушения и просите суд разобраться в этом случае. Отказать в этом никто не вправе.
После этого дело поступит в суд по уголовным делам (о том, в какой именно смотрите здесь). В составе этих судов работают судьи по административным делам. При этом они по основной своей функции разбирают уголовные дела. В этом и кроется суть проблемы.
Дело в том, что такое совмещение функций создает дополнительные сложности для служителей правосудия. Некоторые судьи признают, что из-за большой нагрузки по уголовным делам с их сложными процедурными аспектами, как бы они не старались – невозможно уделить пристальное внимание каждому делу об административном правонарушении, разбирать его часами и сутками, когда по другим делам (уже уголовным) решается не вопрос о штрафе, а действительно судьба человека. В итоге, судьи чаще всего встают на сторону госорганов.
Вместе с тем, каждый гражданин имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Поэтому принято решение создать отдельную ветвь судебной системы, специализирующуюся на административных делах.
Для того, чтобы она работала эффективно, предлагается принять Закон «Об административном судопроизводстве». Так, в КоАО подробно не регламентируется порядок рассмотрения судами дел об административных правонарушениях (ст. 306 КоАО). Поэтому судьи в большинстве своем действуют по своей интуиции. Нужно ли вызывать должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении или можно рассмотреть дело без его участия? Кто должен выступать обвинителем? Действует ли вообще в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности презумпция невиновности? Разрабатываемый закон должен ответить на эти и многие другие вопросы.
Также нужно упомянуть, что возможно с принятием закона «Об административном судопроизводстве» рассмотрение всех споров, вытекающих из публичных правоотношений, будет передано от судов по гражданским делам и хозяйственных судов - административным судам.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что инициатива, содержащаяся в Указе Президента № УП–4850 от 21.10.2016 г. «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» крайне важна для реализации принципа «справедливость – в приоритете закона» в сфере рассмотрения публичных споров.
Самир Латыпов,
наш эксперт.
Публикации по теме:
Какими будут условия отбывания административного ареста
Как применяется амнистия, объявленная в связи с 24-й годовщиной принятия Конституции
Судьи смогут занимать свой пост бессрочно
Комментарии (1)
Добавить комментарийГость_Т.М.Турсунов :
Большое спасибо эксперту Самиру Латыпову за интересное и подробное сообщение!
Не секрет, что суды по уголовным делам рассматривают вопросы административного права, и, как бы, не являющиеся их основным профилем, отодвигают их на второй план. Между тем, с учетом демократизации судебной системы и либерализации наказаний все больше вопросов переходят в сферу от уголовной к административной оценки правонарушений.
Особенно это стало заметным в вопросах несоблюдения ПДД и превышения полномочий должностных лиц.
Так что ждем скорейшего образования по всей вертикали административных судов.