Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzЧем отличаются правила начисления амортизации в целях бухучета и налогообложения К каким видам доходов можно применить льготу по налогу на прибыль участникам СЭЗ Как использовать гарантийное удержание в хозяйственных договорах

Домашний арест как мера наказания

28.07.2015

Комментарий Алии ЮНУСОВОЙ, члена Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан к обсуждаемому в нижней палате Парламента законопроекту «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с введением уголовного наказания в виде ограничения свободы»*.


Этот проект предусматривает внесение изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы и направлен на введение нового вида уголовного наказания – ограничения свободы, так называемого домашнего ареста, а также порядок и условия его назначения и исполнения.

 

Сейчас в Уголовном кодексе (УК) предусмотрены следующие виды наказаний:

 

-       штраф;


-       лишение определенного права;


-       исправительные работы;


-       ограничение по службе (в отношении военнослужащих);


-       арест;


-       направление в дисциплинарную часть (в отношении военнослужащих);


-        лишение свободы;


-       пожизненное лишение свободы.

    

Однако анализ правоприменительной практики показал наличие проблем в назначении наказаний в отношении лиц, исправление которых возможно без строгой изоляции от общества (молодежь, женщины, пожилые, лица с положительной характеристикой и т.д.). При этом ввиду материального и семейного положения, возраста, состояния здоровья данной категории лиц не всегда целесообразно назначать наказание в виде исправительных работ либо штрафа. При возникновении подобных обстоятельств суды назначают наказание в виде условного лишения свободы, что не в полной мере способствует достижению целей уголовного наказания.

 

Наказание в виде ограничения свободы предусматривает наложение судом на осужденного полного запрета на покидание жилища либо ограничения на выход из него в определенное время суток с осуществлением соответствующего надзора.

 

С учетом обстоятельств дела, личности осужденного суд может при назначении данного вида наказания ограничить:

 

- посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, а также участие в них;

 

- свободу передвижения осужденного в пределах определенной административной территории;

 

- общение с определенными лицами и использование средств связи.

 

Т.е. можно говорить о том, что ограничение свободы является эффективным уголовно-правовым механизмом обеспечения адекватности наказания осужденных, в отношении которых на этапе предварительного следствия применены меры пресечения, не связанные с заключением под стражу, в том числе в виде домашнего ареста.


Поэтому законопроектом предусматривается, что это альтернативное наказание будет применяться по:

 

- преступлениям, не представляющим большой общественной опасности (до трех лет лишения свободы);

 

 - менее тяжким преступлениям (от трех до пяти лет лишения свободы).

 

Кроме того, согласно статье 57 УК, учитывая обстоятельства, снижающие степень общественной опасности совершенного преступления (характер деяния, личность виновного, экономические преступления, по которым причиненный ущерб возмещен и др.), суд может назначать наказание в виде ограничения свободы также и по другим преступлениям.

 

Необходимо отметить, что законопроектом предлагается порядок, согласно которому наказание в виде ограничения свободы не будет применяться к военнослужащим, иностранным гражданам, а также к лицам, не имеющим постоянного места жительства в Узбекистане.

 

Реализация этих изменений будет способствовать соблюдению принципов справедливости наказания, сохранению семейных связей, а также уменьшению количества лиц в местах лишения свободы.

 

Применение такого наказания оградит осужденного от негативного воздействия криминальных элементов в местах лишения свободы, обеспечит исправление осужденного как основную цель уголовного наказания (статья 42 УК).

 

Принятие Закона в указанном формате не потребует дополнительных финансовых затрат из Госбюджета страны.

 

* Размещен на сайте www.norma.uz

Маъруф Усманов.

 

Публикации по теме:

  

Домашний арест. Сидите, не выходите…