Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКогда можно не относить на себестоимость продукции амортизацию производственных ОС Почему налоговое ведомство так избирательно признает налоговые льготы Что делать работодателю, если работника привлекают к уголовной ответственности

Обсуждается новая редакция Таможенного кодекса

25.05.2015

Действующий Таможенный кодекс (далее ТК), принятый еще в 1997 году, а также Закон «О таможенном тарифе»1 уже не учитывают реалии сегодняшнего дня. Поэтому для полной реализации их положений было принято более 350 различных подзаконных нормативно-правовых актов.

 

Также в целях совершенствования таможенного законодательства в действующий Таможенный кодекс 15 раз были внесены поправки, которые затронули более 50% объема самого Кодекса. Помимо этого, анализ действующих норм ТК выявил факты того, что его положения не во всем соответствуют международной практике, а принятая в качестве основы таможенного регулирования Международная конвенция о гармонизации и упрощении таможенных процедур (Киотская конвенция) была принята в новой редакции в 1999 году и вступила в силу 3 февраля 2006 года.

 

 

Именно поэтому, в целях дальнейшего формирования единой законодательной базы таможенного дела, соответствующей международным стандартам, обеспечения унифицированного применения правовых норм и подходов на всех стадиях и уровнях таможенного администрирования, повышения комплексности и прозрачности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности распоряжением Правительства от 3.04.2014 г. № 219-ф образованы рабочая и экспертная группы по разработке проекта новой редакции ТК2, в состав которых вошли представители Государственного таможенного комитета, Минфина, МВЭС, Минэкономики, Минюста, Государственного налогового комитета, ТПП, НАК «Узбекистон хаво йуллари», ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», ГАК «Узбекистон почтаси», НХК «Узбекнефтегаз», ГАК «Узбекэнерго», Ассоциации таможенных брокеров и международных автомобильных перевозчиков и др.

 

Обсуждаемый проект помимо разработчиков был согласован и в МВД и МИДе, Министерстве связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, Госкомконкуренции, Центральном и Национальном банках, ГАК «Узбекистон почтаси», Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта, Генеральной прокуратуре и Службе национальной безопасности.

 

Проект новой редакции унифицирован и гармонизирован с таможенными правилами международных стандартов, а именно − с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999 г.), Всемирной почтовой конвенцией (Женева, 2008 г.), Международной конвенцией о временном ввозе (Стамбульская конвенция, 1990 г.), Генеральным соглашением по тарифам и торговле от 1994 года Всемирной торговой организации, Таможенными кодексами и законами стран СНГ.

 

Если говорить конкретно, то новая редакция в концептуальном плане отличается от действующего Кодекса в части того, что:

 

- унифицирует применяемые понятия, обеспечивает единообразное толкование и применение устанавливаемых норм и правил;

 

- раскрывает принципы и подходы формирования таможенной политики;

 

- дает дефиницию полномочий всех участников процесса таможенного оформления и механизмов их взаимодействия в целях обеспечения прозрачности применения и исключения возможности субъективного характера;

 

- формулирует правовые основы для внедрения в рамках таможенных процедур ИКТ, предусматривающих предоставление интерактивных услуг по таможенному оформлению, сокращающих сроки и исключающих субъективные факторы при таможенном оформлении грузов;

 

- обеспечивает сбалансированность и стабильность таможенной системы, позволяющей предпринимателям обоснованно прогнозировать развитие бизнеса
на среднесрочную перспективу;

 

- исключает нормы ответственности за нарушения таможенного законодательства, переносимые в Кодекс об административной ответственности;

 

 - регламентирует порядок осуществления процедур при перемещении товаров через таможенную границу и помещении их под определенный таможенный режим, а также механизмы взаимоотношений таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, которые основываются на равноправии хозсубъектов, свободе предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

 

Проект новой редакции Кодекса:

 

1. Определяет понятия 17 таможенных режимов (в действующем ТК их 15). Вводится новый таможенный режим – «Переработка для внутреннего потребления», при котором иностранные товары подвергаются операциям по переработке на таможенной территории, с последующим помещением продуктов переработки под таможенный режим «Выпуск для свободного обращения», то есть продукты переработки остаются на таможенной территории Узбекистана. А действующий таможенный режим «Временный ввоз и вывоз» разделен на два самостоятельных режима: «Временный ввоз» и «Временный вывоз»;

 

2. Кардинально сокращает сроки, установленные для принятия решения должностными лицами таможенных органов. В проекте определен порядок прохождения разрешительных процедур и выдачи документов разрешительного характера в сфере таможенного дела;

 

3. Регламентирует механизм, в соответствии с которым любое заинтересованное лицо еще до ввоза товара может обратиться с запросом в таможенные органы за предварительным решением относительно его классификации согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, что значительно облегчит прохождение таможенных процедур при декларировании и оформлении;

 

4. Внедряет новый механизм представления предварительной информации о товарах до их поступления на таможенную территорию, где перевозчик либо иное заинтересованное лицо вправе представить таможенному органу предварительную информацию о товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию, что позволит сократить время проведения таможенных формальностей при пересечении таможенной границы;

 

5. Подробно регламентирует порядок перемещения товаров физлицами. Расширяются возможности устного декларирования ими товаров, которое производится путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физлица не содержатся товары, подлежащие декларированию в письменной форме. Тем самым законодательно закреплена система «зеленого и красного коридоров» для физлиц.

 

Кроме того, вводится 5 новых форм таможенного контроля, таких как: получение объяснений, таможенный осмотр, проверка маркировки товаров специальными марками, таможенное наблюдение, таможенный контроль после выпуска товаров (в действующем ТК их 7).

 

При выборе форм таможенного контроля предполагается использовать систему управления рисками, которая основывается на предотвращении наиболее часто повторяющихся нарушений таможенного законодательства, имеющих устойчивый характер и связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей. Методы анализа рисков применяются для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, а также степени такой проверки.

 

Существенно то, что в проекте новой редакции предусматривается сокращение количества документов, представляемых таможенным органам при осуществлении таможенного оформления:

 

а) отменено заполнение декларации таможенной стоимости при экспорте товаров, освобождаемых от уплаты таможенных пошлин и налогов, что упростит процедуру таможенного оформления экспортируемых товаров и сократит количество документов представляемых участниками внешнеэкономической деятельности;

 

б) сокращено количество документов для получения разрешения на помещение товаров под таможенный режим реэкспорта (от 4 до 1) и реимпорта (от 5 до 1);

 

в) уменьшено количество документов при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей (от 4 до 2).

 

Примечательно, что отдельная глава посвящена регулированию особенностей перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. Это вызвано, с одной стороны, с сугубо индивидуальной, не вписывающейся в общий порядок спецификой перемещения энергетических и топливных ресурсов, а также спецификой таможенного контроля за перемещением указанных товаров, а с другой стороны − это связано с необходимостью упрощения и облегчения процедур таможенного оформления по сравнению с ныне действующим порядком.

 

Детально урегулированы и вопросы, связанные с таможенными платежами. Практика осуществления таможенной деятельности показала, что в этой сфере аккумулируются наиболее чувствительные и болезненные вопросы, возникающие при перемещении товаров через таможенную границу. Проектом новой редакции конкретно определены моменты возникновения и прекращения обязательств по уплате таможенных платежей, а также регламентированы вопросы определения и заявления таможенной стоимости товара.

 

Помимо того, специальная глава посвящена установлению порядка и сроков уплаты таможенных платежей:

 

- определены плательщики таможенных платежей, устанавливаются сроки, порядок и формы их уплаты;

 

- ощутимо расширены возможности уплаты таможенных платежей посредством авансовых платежей;

 

- сформулированы и конкретизированы основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.

 

В целях защиты добросовестных участников внешнеэкономической деятельности данным проектом детально прописаны процедуры и порядок возврата излишне взысканных таможенных платежей.

 

Особое внимание уделяется вопросам обеспечения уплаты таможенных платежей, определены условия и размеры обеспечения. Включены новые виды их обеспечения: «страхование обязательства по уплате таможенных платежей» и «поручительство». В проекте новой редакции предлагается 5 видов обеспечения уплаты таможенных платежей, и участник внешнеэкономической деятельности по своему усмотрению может выбрать любой из них (в действующем ТК их 3 вида).

 

Особое внимание уделено закреплению правовых основ проведения экспертизы и исследований при осуществлении таможенного контроля. В отличие от действующего ТК, который, по существу, не регулировал этот важный институт таможенного дела, в проекте новой редакции Кодекса вопросам назначения и проведения экспертизы посвящена самостоятельная глава. При этом определяются случаи, когда необходимо проведение экспертизы, порядок ее назначения, права, обязанности и требования к экспертам, закреплено правило, согласно которому экспертиза может быть назначена по инициативе декларанта.

 

Важным и позитивным моментом является введение нового порядка, связанного с защитой обладателя исключительных прав интеллектуальной собственности на объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, обладателя права пользования наименованием места происхождения товара. Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав при перемещении через таможенную границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в таможенные органы о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров. Предусматривается, что объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых будет принято решение о применении специальных мер охраны, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

 

В случаях, если при осуществлении таможенного оформления
и таможенного контроля таможенный орган выявляет товары, указанные правообладателем как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается, чтобы дать возможность правообладателю воспользоваться установленными законодательством возможностями для защиты своих прав.

 

Принимая во внимание глобальные тенденции формирования единого информационного пространства, проект новой редакции ориентирован на применение ИКТ, выразившемся введением специальной главы, посвященной проблемам информационных систем и информационных технологий в таможенном деле, их внедрения, использования и защиты.

 

В контексте этого при установлении системы документооборота предусмотрено, что документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены в форме электронных документов. Однозначно, что электронное декларирование и использование электронной цифровой подписи значительно упростят и ускорят процедуру таможенного контроля, улучшится информационный обмен с таможенными службами других государств и участниками внешнеторговой деятельности, декларантами.

 

Кроме того, в проект включен новый механизм реализации таможенных процедур по принципу «одно окно», что позволит устранить бюрократические барьеры, а также сократить затраты и время для участников внешнеэкономической деятельности. Важной составляющей этого принципа является минимизация количества документов, которые участник внешнеэкономической деятельности должен представлять в уполномоченные госорганы для выдачи документа разрешительного характера в сфере таможенного дела. Это достигается построением эффективного межведомственного взаимодействия с таможенными органами.

 

Учитывая новые риски в мировом масштабе, в рамках оперативно-розыскной деятельности, а также в целях пресечения международного незаконного оборота товаров и выявления лиц, участвующих в таком обороте, в проекте новой редакции предусмотрена глава «Контролируемые поставки», где таможенные органы в каждом отдельном случае в соответствии с договоренностями с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств или на основе международных договоров и обязательств Узбекистана используют метод контролируемой поставки, т. е. допускают под своим контролем ввоз, вывоз или транзит через таможенную территорию товаров, включенных в незаконный оборот.

 

Принятие Таможенного кодекса (в новой редакции) потребует внесения изменений и дополнений в действующее национальное законодательство, а также признания утратившими силу действующего ТК , Закона «О таможенном тарифе» и ряда других нормативно-правовых актов.

 

Введение в действие новой редакции Таможенного кодекса создаст дополнительные благоприятные условия для развития бизнеса при осуществлении внешнеэкономической деятельности, обеспечит эффективный и сбалансированный таможенный контроль, оптимальное регулирование товарооборота на территории и осуществление внешнеторговых операций, предотвратит проникновение на внутренний рынок некачественной и контрафактной продукции.

 

 

 

Элбек ШУКУРОВ,

Полянте СВЕШНИКОВ,

члены фракции УзЛиДеп в Законодательной палате

Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

 

 

 

1 С этими и другими законодательными актами можно ознакомиться в программных продуктах «Norma».

 

2 Размещен на сайте www.norma.uz.