Постановлением Кабинета Министров от 13 мая 2014 года № 121 внесены изменения и дополнения в Постановление Кабинета Министров
«Об утверждении нормативно-правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование порядка назначения и выплаты государственных пенсий» (от 8.09.2011 г. № 252).
Принятым документом вносятся изменения в Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (приложение № 1 к ПКМ № 252). Установлено, что при назначении пенсии матери инвалида с детства, воспитавшей его до 8-летнего возраста, в требуемый 20-летний стаж работы не будут засчитывать:
очное обучение в высших образовательных учреждениях, аспирантуре (институте стажеров-исследователей-соискателей), докторантуре (институте старших научных сотрудников-соискателей) и клинической ординатуре,
в том числе за границей;
время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства.
Напомним, ранее данный период включался в стаж работы при наличии не менее 5 лет стажа работы.
За дату начала отпуска по уходу за ребенком принимается дата окончания отпуска по беременности и родам (ранее принималась дата рождения ребенка).
В стаж работы занятых лиц, работавших по трудовому договору, засчитывается период их работы, в котором была произведена уплата страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан.
Теперь периоды работы за границей засчитываются в общий рабочий стаж также при условии уплаты установленных страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Минфине Узбекистана, без оговорки «если иное не предусмотрено международными договорами Республики Узбекистан».
В соответствии с документом каждые 12 месяцев необходимо оформлять акты обследования фактических обстоятельств осуществления ухода за инвалидом I группы или престарелым, достигшим 80-летнего возраста. Оформленные акты подшиваются в пенсионное дело инвалида
I группы или престарелого, и являются основанием для включения в стаж работы при назначении пенсии лицу, осуществлявшему уход.
Лица, обращающиеся за назначением пенсии, в заявлении о назначении пенсии должны указать выбранный ими 5-летний период с учетом требований.
При обращении члена семьи, проживающего в другом районе (городе), с заявлением о назначении или выделении ему доли пенсии по случаю потери кормильца пенсия назначается с первого числа месяца, следующего за обращением о выделении доли пенсии.
В Положение включена и уже действующая норма, с 1 января 2014 года дающая право пенсионеру, работающему по договору гражданско-правового характера и получающему доход (гонорар, вознаграждение и др.) ниже минимального размера пенсии по возрасту (с 15.12.2013 г. - 187 970 сум.), на получение пенсии в полном размере.
Определено также, что в случае принятия на учет пенсионного дела лица, прибывшего из другого государства, в том числе ранее выбывшего из Республики Узбекистан, пенсия исчисляется и выплачивается со дня обращения в отдел Пенсионного фонда.
Доверенность на получение пенсии, оформленная за пределами Республики Узбекистан, подлежит проставлению апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен, за исключением государств – членов Содружества Независимых Государств, участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г.Минск, 22 января 1993 года).
Выплата пенсии восстанавливается после явки в отдел Пенсионного фонда пенсионера или его опекуна, подачи им заявления и представления документа, удостоверяющего личность.
Лицам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Республики Узбекистан, выплата пенсии может быть прекращена
на основании заявления и документа, удостоверяющего личность, при наличии в нем отметки «Выписан из постоянного места жительства.
Если же у пенсионера имеется задолженность перед государством вследствие излишней выплаты сумм пенсий ему из-за злоупотреблений
с его стороны (представления документов с заведомо недостоверными сведениями, непредставления сведений об изменениях в составе членов семьи, на которых назначена пенсия по случаю потери кормильца), то пенсионное дело может быть выдано ему после полного возмещения ущерба.
Документ содержит и другие изменения.
Постановление принято во исполнение Указа Президента «О внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Узбекистан»
(от 26.12.2013 г. № УП-4589), а также в целях дальнейшего совершенствования порядка назначения и выплаты государственных пенсий.