Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzТри сценария для оборудования, импортированного без НДС: налоговые последствия при продаже, аренде и использовании Что изменится в Узбекистане в декабре 2024 года Какая ответственность наступает за разные виды нарушений Что должны содержать чеки продажи и возвратаЧто должны содержать чеки продажи и возврата

Дебиторская задолженность: взыскать нельзя, простить!

02.05.2016

В практике взаимоотношений предпринимателей может возникнуть дилемма: у предприятия образовалась дебиторская задолженность, при этом должник – стратегический бизнес-партнер, с которым крайне невыгодно «портить отношения» как с экономической, так и с репутационной точки зрения. При определенных обстоятельствах, учитывая размер долга, проще бывает отказаться от его взыскания, но как при этом правильно оформить такую процедуру?

 

 

С долгами сталкиваются многие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. При этом с точки зрения результативности бизнеса большее значение уделяется наличию у компании дебиторов, их количеству, общему размеру задолженности и мерам по ее взысканию.

 

Прежде всего скажем, что лучше предупредить возникновение долга, чем долго и упорно его «выбивать» либо прекращать долговые обязательства. Сделать это можно еще на стадии оформления соответствующего договора с контрагентом, предусмотрев в нем конкретные размеры ответственности сторон и меры обеспечения обязательств (меры обеспечения договорных обязательств могут быть предусмотрены и отдельным соглашением сторон первоначального договора). Эти условия станут дополнительной гарантией погашения задолженности в случае ее образования.

 

Для справки: главой 22 Гражданского кодекса предусмотрены следующие виды обеспечения обязательств: неустойка (статьи 260-263); залог (статьи 264-289); удержание (статьи 290-291); поручительство (статьи 292-298); гарантия (статьи 299-310); задаток (статьи 311-312).

 

Если все же задолженность образовалась, нельзя пускать ситуацию на самотек – необходимо предпринимать определенные шаги по ее погашению.

 

Основные этапы работы с задолженностью, условно, можно описать следующим образом.

 

Первый. Осуществление мониторинга финансово-экономического состояния предприятия и инвентаризации финансовых активов/пассивов. Позволяет в первую очередь определить сам факт наличия долга, его размер, основания и сроки его образования.

 

Второй. Выбор подхода по погашению образовавшихся долгов. Закон предусматривает возможность кредитору по своему усмотрению выбирать как меры досудебного характера, так и непосредственное обращение в судебные инстанции с заявлением о выдаче судебного приказа либо исковым заявлением о взыскании задолженности.

 

Третий. Конкретные действия, направленные на погашение задолженности, осуществляемые в соответствии с избранной стратегией по ее взысканию (направление претензии должнику, подготовка документов для обращения в суд, предъявление документов к принудительному исполнению и т.д.).

 


Взыскание долга: право или обязанность?

 

Законодательством установлено, что по истечении 90 дней с момента образования дебиторская задолженность признается просроченной1. Ее наличие у предприятия грозит наложением штрафа на его должностных лиц в размере от 10 до 15 МРЗП (часть вторая статьи 175 Кодекса об административной ответственности). Следовательно, просроченная дебиторская задолженность может доставить немало проблем своему «хозяину».

 

Следует отметить, что течение указанных сроков начинается с момента, когда соответствующее обязательство должно быть исполнено контрагентом по условиям договора. Следовательно, сторонам для решения проблемы бывает достаточно оформить дополнительное соглашение на продление сроков исполнения договорных обязательств.

 

Таким образом, вовсе не обязательно сразу инициировать судебное разбирательство в отношении должника и применять в его отношении меры принудительного взыскания.

 

В отношении подходов по управлению долговыми обязательствами рассмотрим еще несколько относительно бесконфликтных вариантов.

 

Вариант А. Возможность обращения кредитора свой в обслуживающий банк с платежным требованием к дебитору. Согласно Положению о безналичных расчетах в Республике Узбекистан2 платежное требование представляет собой расчетный документ, предусматривающий требование получателя средств плательщику об уплате через банк суммы, указанной в платежном требовании. Платежное требование может выставляться по платежам за товары (работы, услуги), а также по другим платежам, предусмотренным договором, заключенным между получателем и плательщиком средств.

 

Однако в безакцептном порядке средства со счета должника списываются только при предъявлении банку оригинала письменного ответа плательщика о признании суммы долга. В иных случаях дебитор может отказаться от акцепта требования по любым формальным причинам, учитывая, что банки не рассматривают обоснованность отказа (причин отказа) от акцепта платежного требования, а также споры по мотивам такого отказа.

 

Вариант Б. Право на обращение в налоговые органы в целях обращения взыскания на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов. Предусмотренный статьей 64 Налогового кодекса механизм позволяет юрлицам, имеющим непогашенную налоговую задолженность, представить органам налоговой службы акты сверки взаимных расчетов с дебиторами. На основании оформленного акта сверки налоговики выставят инкассовое поручение на расчетный счет дебитора налогоплательщика и направят взысканные в ходе его исполнения средства на погашение задолженности кредитора по налогам и иным обязательным платежам. Удобно: фактически позволяет «убить двух зайцев одним выстрелом».

 

Тем не менее судить о такой мере как об универсальной, вряд ли возможно, поскольку она работает только в отношении лиц, имеющих налоговую задолженность. Кроме того, в случае неисполнения инкассового поручения требование о взыскании налоговой задолженности будет передано в суд, а дебиторский долг так и останется «висеть».

 

Определенные возможности в данном вопросе предоставляет кредиторам Гражданский кодекс. В качестве варианта В можно рассматривать предусмотренные им способы прекращения обязательств.

 

Зачет встречного обязательства допускается в том случае, если у кредитора по отношению к должнику имеется встречное однородное неисполненное обязательство. Причем для зачета не важны сроки и основания возникновения встречного обязательства (главное, чтобы к моменту зачету наступил срок его исполнения) и достаточно заявления одной стороны.

 

Важно! Следует учитывать, что законодательством предусмотрены определенные ограничения в данном вопросе. Согласно статье 344 Гражданского кодекса не допускается зачет требований:

 

по которым истек срок исковой давности;

 

о возмещении вреда, вызванного повреждением здоровья или причинением смерти гражданину;

 

о взыскании алиментов;

 

об отчуждении дома с условием пожизненного содержания;

 

в иных случаях, предусмотренных законом или договором.

 

 

Новация представляет собой способ прекращения обязательства, при котором стороны заменяют его на обязательство, предусматривающее иной предмет или способ исполнения. Предметом новации может стать замена обязательства по поставке товара на оказание услуг или выполнения определенных работ.

 

Однако, как в случае с зачетом встречных требований, так и с новацией нужно быть осторожным, имея в виду, что при определенных условиях указанные действия могут привести к бартеру.

 

Напоминаем, что, согласно Указу Президента от 9.08.1996 г. № УП-1504, заключение контрактов на поставку товаров на бартерной основе в пределах Узбекистана запрещено с 1 сентября 1996 года.

 

Закон допускает перемену лиц в обязательстве, в том числе если дебитор не имеет возможности погасить задолженность лично. Для этого понадобится оформить трехстороннее соглашение об уступке права требования. Конечно, это способствует решению проблемы с дебиторской задолженностью кредитора, но для должника по сути ничего не меняет, кроме того, что должен он будет новому кредитору.

 

Об особенностях соглашения об уступке права требования мы писали здесь.

 

Образцы соглашений о переводе долга и договора новации с экспертными рекомендациями ищите в программе «Юрист предприятия». 

 

Договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования) предполагает право кредитора передать денежное требование финансовому агенту взамен полученных от него денежных средств, проще говоря, «продать» финансовому агенту свою дебиторку. Предварительное согласие должника при этом не требуется.

 

Казалось бы, чего проще? Однако факторинговые операции в Узбекистане осуществляются коммерческими банками3, т.е. банки и являются теми самыми финансовыми агентами, но, согласно законодательству о банковской деятельности, банк имеет право осуществлять только те операции, которые указанны в его лицензии. Следовательно, кредитору придется в первую очередь озадачиться поиском подходящего банка.

 

Кроме того, в данном вопросе действует целый ряд ограничений. Во-первых, не любое требование может быть предметом факторинга, а только денежное. А это значит, что если дебиторская задолженность, например, образовалась из-за неисполнения обязанности по поставке товаров, то договор факторинга оформить не получится. Во-вторых, факторинговые операции также не могут производиться по:

 

требованиям, предъявляемым бюджетным организациям;

 

долговым обязательствам физических лиц;

 

обязательствам предприятий, объявленных неплатежеспособными;

 

убыточным предприятиям;

 

предприятиям, имеющим неликвидный баланс;

 

финансированию капитальных вложений;

 

экспортным консигнационным контрактам;

 

компенсационным и бартерным сделкам;

 

оплате работы поэтапно или авансом;

 

договорам купли-продажи, когда плательщик имеет право вернуть продукцию в течение обусловленного договором времени, а также при условии послепродажного обслуживания.

 

Если ни одна из описанных выше процедур не подходит в полной мере, можно подумать о прощении долга. В том случае если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора, должник может быть освобожден от исполнения обязательства. Следует отметить, что законом не предусмотрена специальная форма прощения долга, из чего можно сделать вывод о том, что стороны сами устанавливают, каким образом его оформить: обменяться письмами или подписать соглашение о прощении долга.

 

Отказаться от долга можно, в том числе, в ходе судебного процесса по его взысканию: согласно статье 40 ХПК истец вправе до принятия судом решения отказаться от исковых требований, также законодательство позволяет сторонам на любой стадии процесса (включая исполнительное производство) заключить мировое соглашение.

 

При этом необходимо обратить внимание на возникающие налоговые последствия.

 

Подробно о процедуре прощения долга и ее последствиях здесь.

 

Как видим, взыскание задолженности не является обязанностью кредитора, но в течение установленных сроков необходимо принять взвешенное решение: взыскивать ли долг или «закрыть» его иным способом в рамках законодательства.

 

В следующем обзоре читайте о процедуре судебного взыскания долга и некоторых проблемах этого процесса.

 

Олег ЗАМАНОВ, наш эксперт.

 

Публикации по теме:


 

За долгами – в срок!

 

Долги партнеров: простить, оформить и забыть…

Уступка права требования и перевод долга: в чем отличия?

 


1 См. пункт 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 12.05.1995 г. N УП-1154 «О мерах по повышению ответственности руководителей предприятий и организаций за своевременность проведения расчетов в народном хозяйстве».


2 Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан от 03.06.2013 г. № 2465.


3 Положение о порядке проведения коммерческими банками факторинговых операций на территории Республики Узбекистан, зарегистрированного МЮ 03.08.2000 г. № 953.


Комментарии (4)

Добавить комментарий

Гость_Antonika :

2016-05-11 15:53:08

Спасибо за интересную и полезную статью.Возник вопрос:достаточно ли одной отправленной претензии должнику, чтобы направить дело в суд или необходимо пару раз "напомнить"о существующей задолженности?

Гость_Олег Заманов, юрист :

2016-05-11 17:16:09

Благодарим Вас за интерес к нашим публикациям. Законодательство не содержит требований к количеству направляемых претензий. Кредитору следует исходить из целесообразности и условий договора. Если должник проигнорировал претензию, то направлять ему повторную вряд ли имеет смысл. Если же, например, должник в ответ на претензию признал сумму долга и попросил об отсрочке платежа и впоследствии не выполнил обещанного, то перед передачей спора на рассмотрение суда, полагаем возможным претензию повторить.

Ошибка: Xbb_Tags_Simple не найден.

Гость_ :

2016-05-20 14:01:22

"Законодательством установлено, что по истечении 90 дней с момента образования дебиторская задолженность признается просроченной"
пункт 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 12.05.1995 г. N УП-1154 «О мерах по повышению ответственности руководителей предприятий и организаций за своевременность проведения расчетов в народном хозяйстве» -  "Считать просроченной дебиторской задолженностью непоступление средств за  поставленные товары, оказанные услуги и выполненные работы по  истечении девяноста дней со дня фактической отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, за исключением случаев, установленных законодательством"

Гость_Олег Заманов, юрист :

2016-05-20 14:50:09

Уважаемый гость! Благодарим Вас за интерес к публикации. О порядке исчисления сроков говорится в статье после цитируемого Вами абзаца.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_