Продолжаем публикацию статей, посвященных этой сфере. Автор – Музаффар Аъзамов, председатель Ассоциации электронной коммерции Узбекистана, основатель mato.uz.
Продолжение. Предыдущие статьи – 1, 2, 3.
Президент Шавкат Мирзиёев в своем послании от 28 декабря 2018 года сказал, что бороться с теневой экономикой будут созданием благоприятных условий для легального бизнеса. Чтобы работать официально было выгодно, удобно и просто. Президент отметил, что это лучший способ борьбы с теневой экономикой.
Теперь давайте посмотрим глазами бизнеса, в первую очередь, занимающегося розничной продажей товаров и услуг, насколько «выгодно, удобно и просто» платить налоги?
По данным Госкомстата, за январь–июнь 2022 г. удельный вес малого предпринимательства в ВВП республики составил 50,5%.
Давайте посчитаем, сколько нужно сделать операций в соответствии с Налоговым кодексом, чтобы правильно подсчитать налоги предприятия в зависимости от режима налогообложения.
Фиксированный платеж при обороте до 100 млн сумов в год |
Налог с оборота при обороте от 100 млн до 1 млрд сумов в год |
Общеустановленное налогообложение при обороте свыше 1 млрд сумов |
Фиксированная сумма платежа |
1. Определить размер оборота (выручка с продаж) 2. Оборот умножить на 4% = налог с оборота |
1. Определить размер оборота (выручка с продаж) 2. Оборот с НДС / 1,15 вычесть Оборот = сумма начисленного НДС 3. Подсчитать сумму принятого оплаченного НДС, в т.ч. и на импорт товаров и услуг 4. Из суммы начисленного НДС вычесть принятый в зачет НДС = Сумма НДС к оплате за отчетный период 5. Оборот без НДС минус себестоимость товаров/услуг = нераспределенная прибыль (маржа) 6. Из нераспределенной прибыли отнять вычитаемые расходы* = чистая прибыль 7. Чистая прибыль умножить на 15% = налог на прибыль |
Как видно, наиболее простой способ – при фиксированном платеже. Это считается в одну операцию, при Едином налоге – две операции. А на общеустановленном налогообложении, как минимум, понадобится провести семь (!) операций.
При этом предприниматель должен обладать серьезной специальной подготовкой или нанять бухгалтера, чтобы отличать вычитаемые расходы от невычитаемых. А это может сделать только грамотный бухгалтер, обладающий специальной подготовкой и длительной практикой, а это еще то испытание для специалистов, не говоря уж о малом и среднем бизнесе, у которых 80–90% времени занято увеличением продаж. По этой очевидной причине многие предприниматели в розничной торговле товарами и услугами свой бизнес оформляют как индивидуальные предприниматели, дробят бизнес и стараются сделать так, чтобы выручка не превышала 1 млрд сумов в год, в том числе и не инкассируют наличные средства в установленном порядке. Такой бизнес-подход оправдан в краткосрочной перспективе, но не позволяет строить и масштабировать бизнес, исходя из долгосрочной перспективы (3–10 лет).
22 августа 2022 г. Президент на встрече с предпринимателями анонсировал, что с 1 января 2023 года будут введены новые налоговые режимы. При этом предприятия будут классифицироваться по их годовому обороту (сейчас в том числе по численности сотрудников) и относиться к следующим категориям:
- субъекты с годовым оборотом до 1 млрд сумов — микробизнес;
- субъекты с годовым оборотом до 10 млрд сумов — малый бизнес;
- субъекты с годовым оборотом до 100 млрд сумов — средний бизнес.
Исходя из этого, с 1 января 2023 года для микробизнеса вместо действующих ставок налога с оборота – от 4% до 25% будет введена единая налоговая ставка в 4%. При этом сохранятся действующие ставки в 1% и 2% для предпринимателей в отдаленных районах и отдельных категорий.
При добровольной уплате 20−30 млн сумов в год они будут освобождены от обязанности вести и представлять в налоговые органы бухгалтерский учет.
Предприятия второй категории, то есть оборот которых превысил 1 млрд сумов и которые перешли на общий порядок уплаты налогов (НДС и налог на прибыль), в течение года будут платить в 2 раза меньше налога на прибыль.
Это большой шаг вперед, чем то, что существует сейчас. Однако следует не забывать, что малый и средний бизнес по-прежнему остаются на общеустановленном налогообложении и сложности с исчислением налогов сохраняются. Существующий в Налоговом кодексе подход и градация налоговых режимов не оставляет малому и среднему предпринимателю большого выбора. Стоит обороту предприятия (в народе это называют выручкой) превысить 1 млрд сумов в год, то этот субъект должен перейти на общеустановленное налогообложение, с его восемью операциями по исчислению налогов, с возникающими с этим налоговыми рисками, которых предприниматель так хочет избежать.
И вот проблема №5 – существующие налоговые режимы не соответствуют заявленному Президентом способу достижения цели – чтобы «работать официально было выгодно, удобно и просто».
Продолжение следует…