На очередном пленарном заседании Законодательной палаты 15 февраля депутаты рассмотрели ряд законопроектов.
Первым вопросом повестки дня был проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с усилением ответственности членов Правительства перед Парламентом».
Документ призван закрепить в законодательных актах новый порядок назначения и утверждения членов Правительства. Также прописывается механизм рассмотрения отчета Правительства о ходе реализации государственной программы на соответствующий год, вытекающей из Послания Президента Олий Мажлису (см. подробнее УП-5644 от 28.01.2019 г. и обзор).
Данные изменения и дополнения усилят роль Олий Мажлиса в принятии важных решений и контроле за исполнением законов, а также повысят ответственность членов Правительства перед Парламентом.
Затем депутаты приступили к обсуждению проекта Закона «Об утверждении Избирательного кодекса Республики Узбекистан».
В настоящее время избирательное законодательство страны состоит из 5 законов о выборах, что создает трудности правоприменения. Кроме того, порядок подготовки и проведения избирательного процесса и ряд процедурных вопросов регулируются не на уровне закона, а положениями и инструкциями Центризбиркома.
В ходе работы над проектом Избирательного кодекса тщательно изучен практический опыт более 20 зарубежных государств. Экспертизу проекта провели с участием общественности, экспертов, научных кругов, практиков, специалистов и международных организаций. Свои заключения и мнения представили, в том числе БДИПЧ ОБСЕ, Венецианская комиссия, Исполнительный комитет СНГ и др.
Документ объединит нормы 5 действующих законов и ряд новых норм. В частности:
- исключается институт квотирования депутатских мест в Законодательной палате для представителей Экологического движения;
- упраздняется порядок выдвижения кандидатов в районные (городские) Кенгаши народных депутатов органами самоуправления граждан;
- законодательно регламентируется порядок функционирования Единого электронного списка избирателей;
- исключается понятие «избирательный лист» посредством внедрения единого документа – избирательного бюллетеня, как для досрочного голосования, так и голосования в день выборов;
- вводится порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц по вопросам организации, проведения и подведения итогов выборов;
- предоставляется возможность проставления подписи избирателя в поддержку нескольких кандидатов либо партий в ходе сбора подписей политическими партиями;
- избирателям предоставляется возможность ставить один из нескольких знаков в бюллетене;
- предусматриваются конкретные действия участковой избирательной комиссии после завершения голосования (подсчет голосов, составление протокола и др.);
- предусматривается образование единого избирательного участка в случае одновременного проведения выборов в Законодательную палату и местные Кенгаши народных депутатов;
- на законодательном уровне определяется порядок избрания членов Сената, с отменой Положения о порядке избрания членов Сената Олий Мажлиса, ранее утвержденного постановлением ЦИК;
- исключается ограничение по участию в выборах лиц, содержащихся в местах лишения свободы за совершенные преступления, не представляющие большой общественной опасности и менее тяжкие преступления;
- устанавливается окончание процедуры досрочного голосования за 3 дня до выборов;
- предусматривается увеличение допустимого количества доверенных лиц кандидатов в депутаты областных Кенгашей народных депутатов с 3 до 5 человек.
Депутаты считают, принятие Избирательного кодекса создаст ряд удобств в правоприменении, послужит важной правовой базой в проведении выборов на основе принципов законности, демократии и открытости.
После оживленных обсуждений законопроект принят в первом чтении.
По материалам Законодательной палаты
Олий Мажлиса.