Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzТри сценария для оборудования, импортированного без НДС: налоговые последствия при продаже, аренде и использовании Что изменится в Узбекистане в декабре 2024 года Какая ответственность наступает за разные виды нарушений Что должны содержать чеки продажи и возвратаЧто должны содержать чеки продажи и возврата

Куда уходят деньги покупателей

10.04.2019

Читать на узбекском языке

Проблема ухода от налогов путем сокрытия наличной выручки имеет богатую историю. Но ничто не стоит на месте. В эту сферу пришли современные технологии. Научиться противостоять им – задача сотрудников налоговых органов. В зависимости от того, как им удастся справиться с ней, зависит не только полнота поступлений в Госбюджет, но защита покупателей от мошенников и переплаты за приобретаемые товары и услуги.

 

К не уважающим закон не должно быть пощады


Президент Шавкат Мирзиёев провел видеоселекторное совещание по исполнению прогнозов поступлений в госбюджет, во время которого указал на резервы пополнения его доходной части. Среди них – легализация предпринимательской деятельности, улучшение налогового администрирования.

 

Действующие схемы ухода от налогов отличаются от прежних использованием современных технологий. И это следует учесть налоговым органам при разработке эффективных мер противодействия нарушителям. Иначе, как говорится, без труда не вытащишь рыбку из пруда.

 

Нам не страшен терминал…

 

Поначалу недобросовестные предприниматели боялись терминалов и делали все, чтобы расчет был только наличными. Сегодня заявление покупателя о том, что расчет будет банковской пластиковой картой, уже мало кого пугает. У тех же недобросовестных продавцов и в этой ситуации есть способ обойти требования постановления Президента от 15.02.2017 г. № ПП-2777. Это наглядно подтверждают два примера из жизни, которые поведали нам рядовые потребители.

 

На рынке Чор-су покупатель и продавец договорились о покупке мужских мокасин за 500 тысяч сумов. Продавец согласился на расчет пластиковой картой. Расчетный терминал стоял на витрине на видном месте. Когда дело дошло до оплаты, покупателю предложили пройти до отделения банка на другой стороне базара. Там представителем продавца нужная сумма была снята с банкомата, стоящего в укромном местечке. Результат – покупатель рассчитался картой, продавец получил наличные. Единственный проигравший – бюджет.

 

Такое происходит не только на рынках. Вот другая история – приобретение билетов на концерт. Кассир в ответ на предложение покупателя рассчитаться пластиковой картой пояснила, что терминала нет. И как выход из ситуации предложила перевести средства с карты на карту при помощи одной из платежных систем. Покупка состоялась. Вот только почему средства были перечислены не на счет юрлица, а на чью-то персональную карту, остается только догадываться..

 

Такие покупки у покупателей оставляют не лучшие впечатления. Со временем приходит осознание, что в итоге заплачено больше, чем сумма, которая была оговорена с продавцом. За обнал в банкомате и при переводе с одной карты на другую взимается комиссия, она уплачивается покупателем. Да и ощущения от того, что участвуешь в какой-то махинации, – не лучшие...

 

Извините – прощаем


Во всех этих историях очевидно нарушение Закона «О защите прав потребителей». Документ устанавливает требования:

  • о предоставлении покупателю достоверной информации о товаре, услуге, в том числе о цене;
  • по выдаче кассового чека, с указанием реально оплаченной стоимости покупки.

 

Налицо нарушение налогового законодательства.

 

Ждать, что ситуация разрешится сама собой, не приходится. Если не принять мер, положение дел будет усугубляться. Необходим комплекс мероприятий, способный изменить сознание и мышление общества. Инициаторами «перезагрузки» могут выступить Государственный налоговый комитет совместно с Антимонопольным комитетом и правоохранительными органами.

 

Во-первых, необходимо анализировать эффективность системы налогообложения, изучать положение дел в разрезе каждой группы налогоплательщиков. В этом не должно быть шаблонных подходов. Среди предпринимателей, работающих на базаре, есть те, кто может спокойно заплатить налоги по установленной шкале, а есть те, для кого они не подъемны. Тем, кто испытывает трудности, нужно помочь выйти на общеустановленный уровень. Вполне возможно, что есть сферы, где нужно для всех пересмотреть принятые ставки. При этом должны быть обоснованные мероприятия, направленные на вывод оборотов из тени во всех отраслях экономики.

 

Во-вторых, необходимо, наконец, полноценно запустить систему стимулирования покупателей, чтобы они всегда требовали чек и проверяли, соответствует ли его содержание нормам законодательства. За основу можно взять идею, озвученную в рамках пилотного проекта по внедрению онлайн-ККМ. Каждый кассовый чек, выданный покупателю, – это лотерейный билет, участвующий в розыгрыше ценных призов.

 

В-третьих, налоговым органам целесообразно наладить реально эффективную оперативную связь с потребителями. Необходимо задействовать всевозможные каналы связи, по которым потребитель может быстро информировать о фактах нарушения законодательства. В дело должны пойти все современные интернет-технологии, но при этом не стоит забывать и о ставших традиционными телефонах доверия, возможности обращения в письменном виде.

 

В-четвертых, необходимо существенно повысить оперативность реагирования на сообщения потребителей, а достоверность фактов проверять при помощи контрольной закупки. В действующем Положении (рег. № 2475 от 28.06.2013 г.) изучению поступивших налоговикам сведений о нарушениях при расчетах в розничной торговле отводится три дня. Это слишком долго. Здесь нужно действовать как пожарные: поступил сигнал – выехали на вызов.

 

В-пятых, к выявленным нарушителям – жесткий подход. Возмещение ущерба государству и потребителю, а также наказание в соответствии с законом – должны быть неизбежными, без всяких «извините – прощаем». Но при этом у предпринимателя всегда должно оставаться право объяснить, почему он пошел незаконным путем. Эта информация ляжет в основу аналитических материалов и предлагаемых решений.

 

Олег Гаевой.

 

Куда уходят деньги покупателей

 

Анонс на первую

Скрыть наличку для ухода от налогов – метод привычный. А сейчас еще и с помощью современных технологий. Научиться противостоять им – задача налоговиков. От ее решения зависит и полнота поступлений в Госбюджет, защита покупателей от мошенников и переплаты за товары и услуги.

 

 

Анонс внутрь

Проблема ухода от налогов путем сокрытия наличной выручки имеет богатую историю. Ноничто не стоит на месте. В эту сферу пришли современные технологии. Научиться противостоять им – задача сотрудников налоговых органов. В зависимости от того, каким удастся справиться с ней, зависит не только полнота поступлений в Госбюджет, но защита покупателей от мошенников и переплаты за приобретаемые товары и услуги.

 

К не уважающим закон не должно быть пощады

Президент Шавкат Мирзиёев провел видео селекторное совещание по исполнению прогнозов поступлений в госбюджет, во время которого указал на резервы пополнения его доходной части. Среди них – легализация предпринимательской деятельности, улучшение налогового администрирования.

Действующие схемы ухода от налогов отличаются от прежних использованием современных технологий. И это следует учесть налоговым органам при разработке эффективных мер противодействия нарушителям. Иначе, как говориться, без труда не вытащишь рыбку из пруда.

 

Нам не страшен терминал…

 

Поначалу недобросовестные предприниматели боялись терминалов и делали все, чтобы расчет был только наличными. Сегодня заявление покупателя о том, что расчет будет банковской пластиковой картой, уже мало кого пугает. У тех же недобросовестных продавцов и в этой ситуации есть способ обойти требования постановления Президента от 15.02.2017 г. № ПП-2777. Это наглядно подтверждают два примера из жизни, которые поведали нам рядовые потребители.

На рынке Чор-су покупатель и продавец договорились о покупке мужских мокасин за 500 тысяч сумов. Продавец согласился на расчет пластиковой картой.Расчетный терминал стоял на витрине на видном месте.Когда дело дошло до оплаты, покупателю предложили пройти до отделения банка на другой стороне базара. Там представителем продавца нужная сумма была снята с банкомата, стоящего в укромном местечке. Результат – покупатель рассчитался картой, продавец получил наличные. Единственный проигравший – бюджет.

 

Такое происходит не только на рынках. Вот другая история–приобретение билетов на концерт. Кассир в ответ на предложение покупателя рассчитаться пластиковой картой пояснила, что терминала нет. И как выход из ситуации предложила перевести средства с карты на карту при помощи одной из платежных систем.Покупка состоялась. Вот только почему средства были приняты не на корпоративную карту юрлица, а на персональную, остается только догадываться.

Такие покупки у покупателей оставляют не лучшие впечатления. Со временем приходит осознание, что в итоге заплачено больше, чем сумма, которая была оговорена с продавцом. За обнал в банкомате и при переводе с одной карты на другую взимается комиссия, она уплачивается покупателем. Да и ощущения от того,что участвуешь в какой-то махинации – не лучшие...

Извините – прощаем

Во всех этих историях очевидно нарушение Закона «О защите прав потребителей». Документ устанавливает требования:

–о предоставлении покупателю достоверной информации о товаре, услуге, в том числе о цене;

–по выдаче кассового чека, с указанием реально оплаченной стоимости покупки.

Налицо нарушение налогового законодательства.Более того, есть все признаки мошенничества.

Ждать, что ситуация разрешиться сама собой, не приходится. Если не принять мер, положение дел будет усугубляться. Необходим комплекс мероприятий, способный изменить сознание и мышление общества. Инициаторами «перезагрузки» могут выступить Государственный налоговый комитет совместно с Антимонопольным комитетом и правоохранительными органами.

Во-первых, необходимо анализировать эффективность системы налогообложения, изучать положение дел в разрезе каждой группы налогоплательщиков. В этом не должно быть шаблонных подходов. Среди предпринимателей, работающих на базаре, есть те, кто может спокойно заплатить налоги по установленной шкале, а есть те, для кого они не подъемны. Тем, кто испытывает трудности, нужно помочь выйти на общеустановленный уровень. Вполне возможно, что есть сферы, где нужно для всех пересмотреть принятые ставки. При этом должны быть обоснованные мероприятия, направленные на вывод оборотов из тени во всех отраслях экономики.

Во-вторых, необходимо, наконец, полноценно запустить систему стимулирования покупателей, чтобы они всегда требовали чек и проверяли, соответствует ли его содержание нормам законодательства. За основу можно взять идею, озвученную в рамках пилотного  проекта по внедрению онлайн-ККМ. Каждый кассовый чек, выданный покупателю – это лотерейный билет, участвующий в розыгрыше ценных призов.

В-третьих, налоговым органам целесообразно наладить реально эффективную оперативную связать с потребителями. Необходимо задействовать всевозможные каналы связи, по которым потребитель может быстро информировать о фактах нарушения законодательства. В дело должны пойти все современные интернет-технологии, но при этом не стоит забывать и о ставших традиционными телефонах доверия, возможности обращения в письменном виде.

В-четвертых, необходимо существенно повысить оперативность реагирования на сообщения потребителей, а достоверность фактов проверять при помощи контрольной закупки. В действующем положении (МЮ № 2475 от 28.06.2013 г.) изучению поступивших налоговикам сведений о нарушениях при расчетах в розничной торговле отводится три дня. Это слишком долго. Здесь нужно действовать как пожарные: поступил сигнал – выехали на вызов.

В-пятых, к выявленным нарушителям – жесткий подход. Возмещение ущерба государству и потребителю, а также наказание в соответствии с законом – должны быть неизбежными, без всяких «извините – прощаем». Но при этом у предпринимателя всегда должно оставаться право объяснить, почему он пошел незаконным путем. Эта информация ляжет в основу аналитических материалов и предлагаемых решений.

 

Олег Гаевой.


Комментарии (7)

Добавить комментарий

Гость_Кирилл :

2019-04-10 15:04:19

1. Зачем поставили на всех базарах банкоматы, если так хотите, что бы принимали карты у покупателей ?
2. ОН-ЛАЙН ККМ чем помогут исправить ситуацию ? кто не "выбивал" чек - так и будет делать дальше, только придётся заплатить за НОВУЮ ККМ и каждый год ПОКУПАТЬ НАКОПИТЕЛЬ.
3. и самое главное ! ПОКА ПРОДАВЕЦ ЗАКУПАЕТ СВОЙ ТОВАР ТОЛЬКО ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЁТ - ТАК И БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ.
 
совет для наших чиновников - все нововведения проводить за счёт бюджета, он-лайн ККМ хотите ? вот вам бесплатно !

Гость_Олег Гаевой :

2019-04-10 17:56:09

Кирилл, спасибо за внимание. Хочу добавить. Систему "чек - лотерейный билет" эффективно можно запустить только в системе онлайн-ккм. А что касается ситуации когда предприниматели закупают товар только за нал и стараются продавать его только за нал - большой вопрос над которым нужно работать регуляторам.  

Гость_Насрулла :

2019-04-11 09:24:02

Если индивидуальный предприниматель, который торгует на рынке Чорсу платит фиксированный налог, как проиграет бюджет? В чем смысль сокрытия выручки? При фиксированном налогообложении ставка налога не зависит от товарооборота.

Гость_Олег Гаевой :

2019-04-11 10:32:20

Уважаемый Насрулла, раз продавец пошел на обнал таким путем значит было что скрывать. Если бы не было умысла, то он вполне мог принять оплату по пластиковой карте, а далее воспользоваться услугами банка без участия покупателя.

Гость_Амир :

2019-04-13 07:56:09

Уважаемый Насрулла, те кто на фиксированном надоге- если их выручка будет более 100.000.000сум то они уже будут платить другой налог.  Вот они и делают всё, чтобы не перейти эту черту в 100млн