Седьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса состоялось 11 сентября.
Первый вопрос повестки дня заседания Сената – Закон «О правах лиц с инвалидностью».
В Узбекистане проживает более 700 тысяч лиц с инвалидностью, в том числе более 100 тысяч детей с инвалидностью в возрасте до 16 лет. Закон «О правах лиц с инвалидностью» предусматривает международные стандарты и требования Конвенции ООН о правах инвалидов, служит для защиты прав и интересов представителей вышеуказанной категории.
Принятие Закона «О правах лиц с инвалидностью» позволит нашим соотечественникам пользоваться новыми льготами. Улучшится работа медкомиссий, заявитель получит заключение в течение 10 календарных дней. Медосмотры будут проводиться бесплатно. Лица с инвалидностью будут получать льготное лечение в амбулаторных и стационарных условиях.
Для лиц с инвалидностью будут созданы специальные коридоры, пандусы, специальные места в общественном транспорте, удобства для входа и выхода на остановках. Им предусмотрены удобства на всех этапах обучения. Их профессиональное обучение, обучение в колледжах и техникумах обеспечивается за счет государства. Для получения ими высшего образования государственные гранты будут выделяться из расчета 2% от общего контингента.
Местные хокимияты несут ответственность за улучшение жилищных условий лиц с инвалидностью. Обеспечивается право на получение помощи, в том числе с оказанием услуг дома и по месту жительства при исполнении обязательств, связанных с браком и созданием семьи, усыновлением, воспитанием детей. Данный закон одобрен сенаторами.
Обсужден Закон «О международном коммерческом арбитраже».
Целью принятия закона является сокращение расходов хозсубъектов при рассмотрении споров, определение механизмов признания и исполнения арбитражных решений и повышение на этой основе имиджа страны в регионе при решении спорных вопросов по международным договорам.
Реализация закона позволит развитию в Узбекистане арбитражного разбирательства как важного института гражданского общества, являющегося альтернативным методом решения споров. Он способствует созданию необходимых условий для защиты прав и законных интересов предпринимателей в сфере внешнеэкономической деятельности, обеспечению сокращения сроков и расходов при рассмотрении споров, вытекающих из внешнеэкономических договоров. Закон был одобрен сенаторами.
Сенаторы рассмотрели закон «О профилактике и лечении наркологических заболеваний».
Он направлен на устранение пороков человеческого поведения, таких как алкоголизм, наркомания или токсикомания. Закон предусматривает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, злоупотреблению алкоголем, предупреждение их медицинских последствий.
Органы самоуправления граждан оказывают содействие инспекторам по профилактике органов внутренних дел в осуществлении профилактического учета лиц, страдающих наркологическими заболеваниями. Решение о направлении на принудительное лечение лица, страдающего наркологическим заболеванием, принимается в его присутствии в двадцатидневный срок судом по месту его жительства или по месту нахождения наркологического учреждения.
Согласно закону, государство гарантирует лицам, страдающим наркологическими заболеваниями, консультативно-диагностическую, лечебную, психопрофилактическую, реабилитационную, социальную помощь в амбулаторных и стационарных условиях.
Устанавливается, что наркологические диспансеры организуются в Каракалпакстане, областях, г. Ташкенте, а также крупных городах страны в качестве самостоятельных лечебно-профилактических учреждений республиканского, областного, городского или межрайонного уровня. Члены Сената приняли решение об одобрении данного закона.
На пленарном заседании Сената в центре обсуждения был также Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности Кенгашей народных депутатов».
В последние годы создана нормативно-правовая база для усиления контрольной деятельности Кенгашей, законами установлена подотчетность хокима, его заместителя, руководителей органов прокуратуры, суда, внутренних дел и системы здравоохранения перед соответствующими Кенгашами, на практике это не дает ожидаемых результатов.
В соответствии с Указом Президента от 17.08.2018 г. № УП-5515 «О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте» эффективно работают созданные в порядке эксперимента секретариаты Ташкентского городского и районных Кенгашей народных депутатов.
Законом вносится изменение в Закон «О государственной власти на местах», в соответствии с которым задача по организационному, техническому и другому обслуживанию деятельности областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов передана от аппарата хокимиятов Секретариату соответствующего Кенгаша народных депутатов.
Секретариат является юрлицом, и его деятельность финансируется из соответствующего местного бюджета. Структура Секретариата, штаты, размер заработной платы и материально-техническое обеспечение работников, а также расходы, необходимые для их работы, утверждаются соответствующим Кенгашем народных депутатов. Закон был одобрен сенаторами.
Обсужден Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в целях повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда».
Законом вносятся изменения и дополнения в Кодекс об административной ответственности и Земельный кодекс, законы «О фермерском хозяйстве», «О дехканском хозяйстве», «О пастбищах», «О лесе», «Об охраняемых природных территориях».
Закон направлен на совершенствование нормативно-правовой базы сферы на основе современных требований.
Законом устанавливаются конкретные механизмы сдачи в аренду на основании инвестиционного договора или государственно-частного партнерства орошаемых земель, вышедших из использования в сельском хозяйстве, а также богарных земель и неиспользуемых земель лесного фонда.
В Законе закрепляется, что арендатор при досрочном прекращении срока договора аренды земли имеет право пользоваться землей до окончания срока, предусмотренного договором.
На заседании члены Сената рассмотрели Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Законом вносятся изменения и дополнения в 17 законов, в том числе 8 кодексов и 9 законов. В их числе Уголовный кодекс, Кодекс об административной ответственности, Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Экономический процессуальный кодекс, Таможенный кодекс и Налоговый кодекс.
Законом вносятся изменения и дополнения в такие законы, как «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», «О рынке ценных бумаг», «Об оружии».
Законом «О защите женщин от притеснения и насилия» был учрежден охранный ордер. Однако в законодательстве остается открытым вопрос об ответственности за несоблюдение ограничений, предусмотренных охранным ордером. Поэтому за невыполнение требований охранного ордера лицом, склонным к совершению или совершившим притеснение и (или) насилие, установлена административная ответственность, что еще раз гарантирует соблюдение этих ограничений.
Закон «О государственной пошлине» дополнен новым пунктом, согласно которому истец освобождается от уплаты госпошлины в гражданских судах по искам о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда женщинам, пострадавшим от притеснения и насилия.
Соответствующая часть статьи Уголовного кодекса, устанавливающая ответственность за нарушение права на труд, изложена в новой редакции. Теперь потерпевшим может быть не только мать ребенка, но и другое близкое ему лицо.
Запрещена перевозка грузов и пассажиров автотранспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, между пунктами, расположенными на территории Узбекистана (каботаж),
если иное не оговорено международными договорами. Поэтому Кодекс об административной ответственности Узбекистана дополняется новой статьей, устанавливающей ответственность за незаконное использование автотранспортных средств, предназначенных для перевозки грузов и (или) пассажиров, зарегистрированных в других странах.
С учетом увеличения случаев незаконных действий, а также в целях усиления ответственности за воспрепятствование законной деятельности госинспектора органов по экологии и охране окружающей среды, а также невыполнение его предписаний Кодекс об административной ответственности Узбекистана дополняется новой статьей. Закон одобрен сенаторами.
Далее был обсужден очередной вопрос повестки дня – Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим сокращением бюрократических барьеров и внедрением современных управленческих принципов в деятельность государственных органов и организаций».
Для приведения некоторых законодательных актов в соответствие с данным постановлением Президента от 09.12.2019 г. № ПП-4546 вносятся изменения и дополнения в 6 законов и 3 кодекса.
В частности, в соответствии с изменениями, вносимыми в статьи 42, 98 и 103 «О воде и водопользовании», исключаются функции и полномочия, предусматривающие согласование технологических, лесомелиоративных, агротехнических, гидротехнических, санитарно-технических мероприятий с местными госорганами.
В статьи 6 и 291 Кодекса об административной ответственности также вносятся изменения и дополнения. В частности, из статьи 6 Кодекса исключаются полномочия органов госвласти на местах по приему решения об административной ответственности.
Также в статью 291 Кодекса об административной ответственности вносятся изменения в части основания и порядка задержания и осмотра транспортных средств.
Отменятся порядок задержания транспортных средств за отсутствие у водителей при себе страхового полиса по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Этим усиливаются гарантии имущественных прав граждан, что способствует предотвращению коррупционных явлений из-за уменьшения штрафной базы для граждан.
Изменения и дополнения в Трудовой кодекс. Из статьи 80 Кодекса исключается требование справки с места жительства из перечня документов, требуемых при приеме на работу.
В соответствии со статьей 13 Закона «Об охране атмосферного воздуха» исключаются функции и полномочия органов госвласти на местах по принятию решений по вопросам ограничения, приостановления и прекращения деятельности, связанной с нарушением условий и требований, предусмотренных в заключении экологической госэкспертизы о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Функции и полномочия органов госвласти на местах при выдаче разрешений на подготовку дикорастущих растений для нужд животноводства, закрепленные в статьях 34 и 45 Закона «Об охране и использовании растительного мира», передаются территориальным подразделениям Госкомитета по экологии и охране окружающей среды Каракалпакстана, областей и Ташкента.
В статье 111 Жилищного кодекса отменяется требование предоставления справки с места жительства с указанием лиц, проживающих в жилом помещении, которое прилагается к заявлению об обмене жилых помещений собственника, нанимателя, члена жилищно-строительного или жилищного кооператива.
Также в соответствии с вносимым изменением в статью 117 данного Кодекса не требуется справка с места жительства, которая должна быть приложена к заявлению о выдаче охранного свидетельства (брони).
Из статьи 15 Закона «О лесе» исключаются функции и полномочия органов госвласти на местах по принятию решений об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности организаций в случае причинения ими вреда состоянию лесов.
Из статьи 23 Закона «Об опеке и попечительстве» исключаются слова «справки и характеристики от органа самоуправления граждан по месту его жительства», которые прилагаются к заявлению лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем.
Из части второй статьи 18 Закона «Об административном надзоре за отдельной категорией лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания» исключаются слова «справка органа самоуправления граждан». Она прилагалась к документам о принятых мерах по установлению места пребывания и причин неприбытия поднадзорного лица. Эти документы прилагались органом внутренних дел при направлении в суд представления о необходимости объявления розыска лица в случае, когда не установлено его место пребывания. После активного обсуждения сенаторы одобрили закон.