В нижней палате Парламента 31 октября состоялось заседание, на котором заслушан отчет Кабинета Министров о ходе исполнения Государственной программы «Год активных инвестиций и социального развития» в III квартале 2019 года.
Согласно отчету в январе–сентябре 2019 года объем валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 5,7%. В том числе в промышленных отраслях – на 7%, сфере услуг и сервиса – 12,7%, розничном товарообороте – 7%, а также сельском, лесном хозяйстве и рыбоводстве – 2,4%. Общий объем привлекаемых в страну инвестиций увеличился на 46%, а выполняемых строительных работ – на 19,3%.
Доходы Госбюджета за указанный период составили 79,2 трлн сумов, что в 1,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а расходы – 86,5 трлн сумов. Самая высокая доля в структуре расходов Государственного бюджета (53,2%) пришлась на социальную сферу.
Из 274 пунктов Госпрограммы 203 намечено исполнить за девять месяцев 2019 года. По факту за отчетный период полностью выполнены 168 пунктов программы, по 24 – рассматриваются проекты документов, еще по 11 задачам продлены сроки.
Однако отмечено, что министерства, ведомства и местные хокимияты допускают халатность по своевременному выполнению задач, предусмотренных в «дорожных картах», утвержденных главой государства по итогам визитов за рубеж. Для предотвращения подобных недостатков, которые оказывают негативное влияние на приток инвестиций в страну, Кабмину поручено принять действенные меры.
Отмечена необходимость пересмотра существующего подхода к предоставлению таможенных услуг, включая льготы на НДС, что будет способствовать эффективной реализации Госпрограммы. Правительству следует разработать специальный нормативно-правовой документ по устранению существующих в органах местной исполнительной власти бюрократических барьеров и субъективных факторов, препятствующих развитию предпринимательства.
Депутаты также обозначили следующие недоработки в реализации Госпрограммы:
- не выполнены меры по коренному пересмотру и развитию системы финансирования государственных медучреждений, организации работы по принципу «средства не для строительства, а для пациента»;
- не усовершенствована правовая база по искоренению родственных браков с целью профилактики наследственных заболеваний;
- замедляется процесс совершенствования правовой базы по внедрению механизмов обязательного медицинского страхования, предполагающие поэтапный переход к этой системе;
- до сих пор не утвержден проект нормативно-правового акта, предусматривающего финансовую независимость вузов, постепенный переход к системе самофинансирования за счет введения госзаказа и дифференцированной платежно-контрактной системы.