Какие изменения ждет институт налогового консультирования с вступлением в силу 1 ноября 2022 года Закона «О деятельности по налоговому консультированию»? На этот вопрос по просьбе norma.uz отвечает Баходир БОЙКАБИЛОВ, начальник отдела Министерства финансов и Хулкар ТАДЖИЕВА, заместитель начальника отдела Министерства финансов.
В ноябре 2022 года вступает в силу Закон от 04.08.2022 г. №ЗРУ-787 «О деятельности по налоговому консультированию». Он принят взамен Закона «О налоговом консультировании» (от 21.09.2006 г. №ЗРУ-55) и вносит следующие изменения в эту сферу.
Во-первых, полномочия по развитию и координации деятельности в области налогового консультирования переданы общественной организации – Палате налоговых консультантов Узбекистана.
Во-вторых, при Палате налоговых консультантов создается Экспертный совет налоговых консультантов. Его задачи:
- рассмотрение и выдача заключений по возникающим налоговым спорам между налогоплательщиками и контролирующими органами;
- экспертная оценка предложений по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство;
- разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства.
В-третьих, расширены права организаций налоговых консультантов, а также перечень услуг по налоговому консультированию. Они теперь могут:
- подготавливать документы, подлежащие представлению в налоговые органы для возврата и (или) погашения налоговой задолженности за счет излишне взысканных или излишне уплаченных налогов, предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов;
- анализировать и оценивать налоговые и финансовые риски, предоставлять клиенту (доверителю) рекомендации по применению налоговых льгот;
- проверять правильность исполнения клиентом (доверителем) его налоговых обязательств за определенный период, в том числе при добровольной ликвидации и т.д.
В-четвертых, организации налоговых консультантов наряду с услугами по налоговому консультированию могут заниматься:
- консалтингом по экспортно-импортным операциям;
- сопровождением клиента при государственной регистрации, в период осуществления им деятельности, а также при ликвидации;
- анализом, экспертизой и сопровождением (мониторингом) инвестиционных проектов;
- сопровождением (мониторингом) процессов закупок;
- проведением семинаров и тренингов по вопросам налогообложения.
В-пятых, отчет и заключение по налоговому консультированию предоставляются клиентам (доверителям), если их составление предусмотрено договором.
В-шестых, упрощены квалификационные требования для претендентов, желающих стать налоговыми консультантами.
Теперь наличие пятилетнего стажа, который требуется для допуска к экзамену на получение квалификационного сертификата налогового консультанта, не зависит от времени окончания вуза.
Претенденты, окончившие вуз по специальности «Налоги и налогообложение», допускаются к сдаче квалификационного экзамена при наличии стажа работы по специальности не менее двух лет.
Сокращенный курс по подготовке налоговых консультантов проходят претенденты со стажем работы в налоговых органах не менее трех лет, а также имеющие сертификат аудитора.
Квалификационный экзамен проводит Палата налоговых консультантов. Она может привлекать на договорной основе юридические лица, специализирующиеся на проведении тестирования.
За участие в квалификационных экзаменах на получение квалификационного сертификата уплачивается сбор 2 БРВ.