Нужен ли в организации такой орган? Если – «да», обязательно ли это должен быть профсоюз? Могут ли работодателя привлечь к ответственности за его отсутствие? По просьбе buxgalter.uz на вопрос ответила эксперт «Нормы» по трудовому праву Ленара ХИКМАТОВА:
– Представительный орган работников (ПО) – это не обязательно профсоюз. Это может быть, например, Совет трудового коллектива (ст. 21 ТК).
Создание такого органа – право работников, а не обязанность. Т.е. ПО в организации может и не быть. И никакой ответственности за его отсутствие работодатель нести не будет.
Но, с другой стороны, желательно, чтобы такой орган в организации все же был. Работникам он нужен, чтобы представлять и защищать их права и интересы, работодателю – чтобы узаконить некоторые локальные акты предприятия (график отпусков, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.).
График отпусков (ст. 144 ТК) и правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) – обязательные локальные акты организации. ПВТР, в числе прочего, определяют перечень однократных грубых нарушений трудовых обязанностей, за которые может последовать увольнение работника по п. 4 ч. 2 ст. 100 ТК. Оба эти документа работодатель утверждает по согласованию с представительным органом работников (ст. 144 ТК, ст. 174 ТК.)
Внимание! Если в организации нет ПВТР или нарушен порядок их утверждения (например, они не согласованы с ПО), либо ПВТР не содержат перечня «однократных грубых нарушений», уволить работника по п. 4 ч. 2 ст. 100 ТК нельзя.
Читать далее на buxgalter.uz.