Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzЕсли при инвентаризации обнаружены неучтенные ОС Должен ли продавец выставлять «минусовый» ЭСФ, если дает скидку по итогам месяца Как общепиту, туроператорам и гостиницам вернуть часть уплаченного в бюджет НДС
  • www.norma.uz
  • Наши обзоры
  • Один в поле воин: какие проблемы самозанятости нужно решать в Узбекистане

Один в поле воин: какие проблемы самозанятости нужно решать в Узбекистане

16.12.2024

Читать на узбекском языке

С 2020 года в Узбекистане действует институт самозанятости, позволивший вовлечь широкие слои трудоспособного населения в предпринимательство и сформировать дополнительные условия для законной трудовой деятельности. Однако изучение и анализ практики самозанятости, в том числе – обращений граждан, показывают, что за 4 года существования данного института накопилось немало вопросов и пробелов, требующих решения на законодательном уровне.

 

Об этом рассказала член Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Малика КАДИРХАНОВА:


– За 2020–2023 годы более 2,5 млн граждан (из них 1,1 млн – женщины) в Узбекистане зарегистрированы в качестве самозанятых лиц. Они вправе заниматься свыше 100 видами деятельности.

 

Преимущества данной формы занятости очевидны: 

  • самозанятым начисляется трудовой стаж при условии уплаты социального налога, благодаря чему можно рассчитывать на гарантированную пенсию; 
  • есть возможность получить справку о доходе и пользоваться банковскими кредитами и налоговыми льготами; 
  • можно не бояться штрафов от налоговой за незаконную деятельность.

 

Но есть и проблемы.

 

Во-первых, из-за недостаточности разъяснительной работы о сути и значении самозанятости уровень уплаты социального налога лицами, зарегистрированными в качестве самозанятых, остается низким. В частности, из более чем 2,5 млн самозанятых только 13 % (336 тыс.) заплатили социальный налог. Это означает, что только они и могут рассчитывать на социальную защиту, то есть будут иметь право получать пенсию по старости. Это является дополнительным фактором риска бедности.

 

Во-вторых, существуют некоторые несоответствия в законодательных актах при определении размера социального налога, уплачиваемого самозанятыми лицами. В частности, согласно статье 408 НК для исчисления трудового стажа самозанятые лица должны уплачивать социальный налог в размере не менее 1 БРВ в год. В статье же 36 Закона о занятости населения установлено, что этот размер не должен быть менее 50 % БРВ. Это создает недоразумения и проблемы в правоприменительной практике.

 

В частности, в случае уплаты самозанятыми лицами налога в размере менее 1 БРВ трудовой стаж за соответствующий год не засчитывается. При этом не сформирована практика возврата налогоплательщику суммы уплаченного социального налога в данной ситуации.

 

Так, в 2023 году в Ташкенте 70,7 % самозанятых граждан уплатили налог в размере менее 1 БРВ и им не был засчитан трудовой стаж за соответствующий год. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других регионах. В то же время гражданам не была возвращена незачтенная сумма налога.

 

В-третьих, согласно требованиям статьи 408 НК самозанятые лица должны уплачивать социальный налог до 1 декабря текущего года. Однако на практике некоторые самозанятые уплатили налог после этой даты (до 31 декабря), из-за чего налог не был зачтен соответствующим образом. И опять-таки возврата суммы не последовало, и в счет следующего периода она также не была зачтена.

 

Если проследить динамику за последние три года, то в декабре 2021 года количество лиц, зарегистрировавшихся в качестве самозанятых, составило 52 157 человек, в аналогичном периоде 2022 года – 155 954, а в последний месяц 2023 года эта цифра составила уже 173,6 тысячи. Из них 70 тысяч человек оплатили социальный налог именно в период с 1 по 31 декабря. По мнению специалистов, эта цифра будет в таком же темпе расти и в последующие годы.

 

В-четвертых, согласно действующему законодательству, с 1 ноября 2022 года введен порядок регистрации и учета трудоспособного населения. Согласно ему женщины, достигшие 55 лет, и мужчины, достигшие 60 лет, не могут регистрироваться в качестве самозанятых лиц в электронной системе налоговых органов, потому что уже достигли пенсионного возраста. Это ограничивает возможность получения трудового стажа через самозанятость в случаях, когда трудового стажа недостаточно для назначения пенсии по возрасту. Тогда как в соответствии с законодательством, даже если у них не хватает нескольких дней до 7-летнего стажа, пенсия по возрасту будет назначена женщинам с 60 лет и мужчинам с 65 лет.

 

Как можно решить проблему


В первую очередь необходимо на законодательном уровне устранить упомянутые выше несоответствия в законодательных актах и установить единый размер социального налога для самозанятых лиц. В случаях же, когда сумма социального налога, уплаченная самозанятыми лицами, не соответствует установленному размеру и не позволяет засчитать 1 год трудового стажа, предлагается:

  • стаж работы учитывать пропорционально (учитывать месяцы стажа с учетом суммы уплаченного налога)

или

  • ввести правовые механизмы возврата уплаченной суммы налогоплательщику.

 

Наряду с этим предлагается предоставить гражданам предпенсионного и пенсионного возраста возможность работать путем самозанятости. Для этого необходимо устранить возрастные ограничения при регистрации граждан для получения соответствующего статуса.

 

Также необходимо пересмотреть сроки уплаты социального налога и дать время делать это в течение всего календарного года. Пенсионный фонд практически ежегодно направляет в Министерство экономики и финансов аналогичное предложение, но проблема не решается.

 

Для решения этих и других проблем, существующих в данной сфере, потребуется совместная работа соответствующих министерств и ведомств, а также налоговой службы, экспертов в области экономики и финансов – с тем, чтобы система самозанятости в Узбекистане стала действительно эффективным инструментом социальной защиты и борьбы с теневой занятостью на рынке труда.