Опубликован указ Президента от 30.10.2018 г. № УП-5564 «О мерах по дальнейшей либерализации торговли и развитию конкуренции на товарных рынках».
Согласно акту с 1 ноября 2018 года осуществление безналичных расчетов с использованием корпоративных банковских карт между юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями должно производиться без заключения договоров купли-продажи, с выдачей инвойса (счета-фактуры).
В связи с этим нововведением в редакцию поступает множество звонков, связанных с невозможностью практической реализации этой нормы с 1 ноября.
В первую очередь обеспокоены предприятия розничной торговли (магазины, АЗС), общественного питания, индивидуальные предприниматели.
Для них выполнять эту норму с сегодняшнего дня не представляется возможным, так как:
- эти предприятия ежедневно имеют дело с массовым потребителем и оформление счета-фактуры приведет к замедлению процесса реализации и их недовольству;
- оформление счетов-фактур связано с дополнительным техническим и программным оснащением рабочих мест кассиров, что потребует определенного времени.
Данная мера направлена на подготовку будущих плательщиков НДС к оформлению документов с указанием налога. Понятно, что это важно как для продавца, так и для получателя, получающего тем самым возможность взять указанный в документе НДС в зачет.
Проанализируем законодательную базу по этому вопросу.
Статья 222 Налогового кодекса:
- обязанность по оформлению счетов-фактур распространяется на юридических лиц. Индивидуальные предприниматели не обязаны их выставлять;
- счет-фактура не оформляется при предоставлении покупателю чека контрольно-кассовой машины с фискальной памятью, чека терминала, квитанции в случаях реализации товаров (работ, услуг) населению за наличный расчет. Это значит, что чек может заменить счет-фактуру только при расчетах с населением. На расчеты посредством корпоративных карт это не распространяется;
- оформление работ (услуг) документами, подтверждающими их фактическое выполнение, при наличии сведений, предусмотренных в счете-фактуре, также не требует его оформления. То есть, если работы (услуги) оплачены посредством корпоративной карты и в чеке терминала присутствуют все сведения, предусмотренные в счете-фактуре, то чека будет достаточно. К сожалению, в этой норме не предусмотрены товары;
- налогоплательщики, осуществляющие реализацию электрической энергии, воды, газа, услуг связи, коммунальных услуг, железнодорожных перевозок, транспортно-экспедиторское обслуживание, банковские операции, а также бесперебойные поставки товаров (работ, услуг), облагаемые НДС, выписывают счет-фактуру один раз на последнее число месяца.
Положение о порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами (рег. МЮ № 1470 от 18.04.2005 г.):
- при оплате корпоративной банковской картой в качестве отчетных документов служат оригиналы квитанций терминалов с приложением счетов и квитанций об оказанных услугах соответствующими предприятиями торговли и сервиса с проставлением штампа «оплачено» и подписью работника, принявшего оплату через терминал;
- при осуществлении оплаты посредством корпоративной карты за товары для хозяйственных нужд мелким оптом в качестве отчетных документов служат оригиналы квитанций терминалов с приложением товарных счетов и другой документации в соответствии с законодательством.
Выводы по оформлению сделок, оплачиваемых посредством КПК:
1. Предприятия, выполняющие работы (оказывающие услуги) теперь имеют право не оформлять договор. Думается, что многие от этого не откажутся, так как такие виды деятельности в большинстве случаев требуют письменного подтверждения условий сделки, прав и обязанностей сторон и т.д. Не оформлять договор – это ваше право, но не обязанность. При этом оформление счета-фактуры или чека со всеми его реквизитами остается обязательным.
2. Предприятия, отпускающие продукцию, товары крупным оптом, также в большинстве случаев работают на договорной основе с оформлением счетов-фактур, получением доверенностей от получателя. Вам также можно обойтись без договора, но обязательность оформления счетов-фактур остается. При бесперебойных поставках по итогам отчетного месяца может быть оформлен один счет-фактура. В нем отразится вся выручка от реализации продукции (товаров) посредством КПК за месяц по конкретному покупателю. При этом оформление чеков терминалов не отменяется. Этот вариант могут использовать также предприятия, выполняющие работы (оказывающие услуги).
3. При отпуске товаров мелким оптом к чеку терминала должен прилагаться товарный счет или другой документ. И это не новшество. Норма действует с 2005 года. Другое дело – как она выполнялась на практике…
Теперь добавляется только требование, чтобы это был именно инвойс (счет-фактура) со всеми необходимыми данными. И в первую очередь с данными по НДС. Например, предприятиям розничной торговли, оформляющим товарный чек, не составит труда внести в него необходимые изменения.
***
В заключении хотелось бы обратить внимание законодателей на пункт 2 части 3 статьи 222 НК о достаточности оформления чека ККМ или платежного терминала (без оформления счета-фактуры) при расчетах с населением.
Было бы правильно распространить эту норму и на расчеты посредством КПК с юрлицами при условии, что в чеках будет отражаться информация по НДС (сумма налога или надпись «Без НДС»).
Это, безусловно, сократило бы бумажную волокиту и облегчило работу всем хозяйствующим субъектам, принимающим оплату через КПК.
Комментарии (4)
Добавить комментарийГость_Кипр :
Как надоели эти бумажные волокиты!
Гость_бухгалтер :
Предлагаю просто добавить в чек строчку в т.ч. НДС или Без НДС под суммой чека. Зачем тратить столько бумаги? Пожалейте деревья и бухгалтеров!
Гость_Зульфия :
При такой раскладке откажутся по любой причине принимать КПК
Гость_Гость :
Часто бываю в командировках. Езжу на поезде. При покупки Ж/Д билетов счёт-фактуру не выдают, а бухгалтер на работе требует. Уже не сил терпеть, хоть увольняйся.