В этом обзоре – сравнение новых видов налогового контроля – тематических и экспресс-изучений с уже знакомыми бизнесу проверками.
Напомним, в стране действует 2-годичный мораторий на проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) субъектов предпринимательства (см. указ Президента от 22.01.2018 г. № УП–5308, а также обзор).
Учитывая, что несколько видов проверок вообще отменены, с 1.09.2018 г. остались следующие виды контроля деятельности субъектов предпринимательства:
- проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) в рамках уголовных дел;
- проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) в связи с ликвидацией юридического лица;
- проверки, проводимые:
- на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;
- инициируемые контролирующими органами по итогам результатов риск-анализа деятельности субъектов предпринимательства;
- камеральный контроль;
- хронометраж поступления наличной денежной выручки;
- налоговый мониторинг;
- мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем в рамках камерального контроля налоговым органам предоставлено право проводить тематические и экспресс-изучения с выходом на места для подтверждения достоверности предоставленной налогоплательщиком информации и правомерности применения налоговых и таможенных льгот, отраженных в его отчетах (см. п. 7 постановления Президента от 26.06.2018 г. № ПП–3802). ГНК разработал проект положения, регламентирующего процедуру таких изучений (см. обзор).
Изучения – это новая форма реализации контрольных функций налоговых органов. Чем они отличаются от ревизий – проверок финансово-хозяйственной деятельности? Для ответа на этот вопрос нами составлена сопоставительная таблица.
|
Тематические и экспресс-изучения |
Налоговые проверки |
Комментарий |
Что изучается (проверяется)? |
Достоверность предоставленной отчетности и правомерность применения налоговых и таможенных льгот |
Соблюдение законодательства, в т.ч. налогового и валютного |
Отчетность должна охватывать все хозяйственные операции субъекта предпринимательства в целях обеспечения ее законности. Поэтому изучение отчетности – это и есть проверка деятельности бизнеса. В данном случае речь идет об одном и том же, но разными словами |
Необходимость регистрации изучения (проверки) в «Книге регистрации проверок»? |
Не требуется |
Требуется |
|
Юридическое основание для изучения (проверки?) |
Приказ органа государственной налоговой службы о назначении изучения |
Приказ органа государственной налоговой службы о назначении проверки, письмо прокуратуры о согласовании проверки, план проверки |
Документов и разрешений для проведения тематических и экспресс-изучений требуется существенно меньше, чем для проверок |
Каковы фактические основания для проведения изучения (проверки)? |
По тематическим изучениям:
1) наличие информации, поступившей из внешних источников, о фактах или признаках неуплаты налогов и др. обязательных платежей;
2) перевод денежных средств в оффшорные зоны;
3) наличие информации о просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым контрактам;
4) нарушения налогового законодательства, установленные у одного налогоплательщика и характерные для предприятий отрасли в целом;
5) необходимость анализа правомерности использования налогоплательщиком налоговых и таможенных льгот, а также правильность их отражения в бухгалтерском учете;
6) необходимость выполнения органами государственной налоговой службы контрольных функций, вытекающих из требований постановлений Президента и Правительства, а также других НПА.
По экспресс-изучениям:
1) наличие расхождений в отчетах о чистой прибыли и начислении дивидендов хозяйственными обществами с госдолей в уставном капитале 50% и более, а также определении чистой прибыли и отчислений в Государственный бюджет государственными унитарными предприятиями в размере 30% от их чистой прибыли;
2) наличие несоответствий объемов приобретаемых и реализуемых товарно-материальных ценностей, выявленное при анализе расчетных счетов налогоплательщиков, а также бухгалтерских счетов предприятия, отражающих товары, сырье, материалы и готовую продукцию;
3) наличие расхождений по нескольким видам налогов и других обязательных платежей, а также выявленных расхождений в отчетности налогоплательщика, требующих дополнительного изучения;
4) наличие информации о предоставлении в органы государственной таможенной службы при таможенном оформлении ввозимых товаров недостоверных сведений с целью необоснованного завышения (занижения) фактурной стоимости товара |
По проверкам по обращениям о нарушениях или по результатам риск-анализа:
1) Наличие обращения физического и/или юридического лица о факте нарушения;
2) Результаты риск-анализа.
По проверкам финансово-хозяйственной деятельности (под 2-годичным мораторием):
1) систематическое нарушение налогового законодательства по уплате налогов и других обязательных платежей в течение финансового года;
2) выявление нарушений налогового законодательства на сумму свыше 100 МРЗП (после принятия налоговыми органами мер, предусмотренных законодательством);
3) выявление фактов нарушения налогового законодательства субъектами с долей государства в уставном фонде более 50% |
Основания для тематических и экспресс-изучений даже шире, чем у проверок |
Как проводится изучение (проверка)? |
Налоговые органы будут вправе: |
Налоговые органы вправе: |
При проведении тематических и экспресс-изучений налоговые органы будут пользоваться такими же полномочиями, как при проверках финансово-хозяйственной деятельности (ревизиях) |
- получать доступ на территорию или в помещения, используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением; |
- получать доступ к объектам проверки; |
||
- требовать документы и сведения, связанные с исчислением, уплатой налогов и других обязательных платежей, а также обоснованностью применения льгот; |
- требовать необходимые материалы и документы, непосредственно связанные с проведением проверки; |
||
- проводить сверки результатов, установленных при проведении камерального контроля с данными первичных бухгалтерских документов налогоплательщика; |
- изучать и сопоставлять бухгалтерские, финансовые, статистические, банковские и иные документы; |
||
- обследовать территории, производственные, складские, торговые и иные помещения налогоплательщика для подтверждения наличия товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, отраженных в документах налогоплательщика, представленных налогоплательщиком в ответ на требование налогового органа; |
- обследовать территории, производственные, складские, торговые и иные помещения, в том числе места, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения; |
||
- производить инвентаризацию имущества; |
- проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика; |
||
- истребовать документы, получать объяснения от налогоплательщика, а также от лиц, осуществляющих руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления, других материально ответственных работников налогоплательщика; |
- изымать документы и предметы, получать объяснения от налогоплательщика, а также от лиц, осуществляющих руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления, других материально-ответственных работников налогоплательщика; |
||
- в случае воспрепятствования проведению изучения или отказа в допуске должностных лиц ОГНС для обследования территорий, помещений, в т.ч. мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объекта налогообложения обращаться в суд за приостановлением операций по счетам налогоплательщика в банках |
- обращаться с заявлением в суд о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках в случаях воспрепятствования налогоплательщиком проведению налоговой проверки или отказа в допуске должностных лиц органа государственной налоговой службы для обследования территорий, помещений, в т.ч. мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объекта налогообложения (имеются и др. основания) |
||
В какие сроки проводится изучение (проверка)? |
до 10 дней |
Проверки по обращениям о нарушениях или по результатам риск-анализа – от 1 до 10 дней;
Проверки финансово-хозяйственной деятельности (под 2-годичным мораторием) – до 30 дней |
Срок тематических и экспресс-изучений схож со сроком проверок по обращениям о нарушениях или по результатам риск-анализа |
Какой период изучается (проверяется)? |
Период, охваченный камеральным контролем. Вместе с тем период охвата для камерального контроля в законодательстве четко не определен (как правило, от одного квартала до одного финансового года, однако встречаются случаи доначислений за 5 лет) |
Период, охватываемый:
- проверкой по обращениям о нарушениях или по результатам риск-анализа – 3 года, предшествующих проверке;
- проверкой финансово-хозяйственной деятельности (под 2-годичным мораторием) – последние 5 лет
|
Период, охватываемый изучением, существенно меньше периода, охватываемого проверками |
Как оформляется изучение (проверка) |
Справка с указанием нарушений либо отметкой об их отсутствии. Справку приобщат к материалам камерального контроля |
Акт проверки |
Формально справка от акта мало чем отличается |
Какие последствия наступают? |
По результатам камерального контроля налоговые органы направляют требование внести соответствующие исправления в отчетность. А налогоплательщик обязан в 10-дневный срок подать уточненную отчетность (с доплатой налогов и пени) либо обосновать свою правоту по выявленным расхождениям.
При несогласии с оправдательными доводами налогоплательщика налоговые органы взыскивают доначисленные суммы в судебном порядке |
При обнаружении нарушений налоговые органы инициируют применение к налогоплательщику финансовых санкций, административной и уголовной ответственности
В случае устранения налоговых правонарушений и уплаты начисленных сумм налогов, других обязательных платежей и пени в 30-дневный срок штрафы, предусмотренные в Налоговом кодексе, не применяются[1].
Но на рассмотрение вопроса о привлечении должностных лиц налогоплательщика к административной и уголовной ответственности это влияет только при совершении правонарушения впервые (см. ст. 271 КоАО, ст. 184 УК) |
Последствия изучений, представляются более мягкими |
См.: статьи 16, 17 закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» и главы 14 и 15 Налогового кодекса.
Итак, в случае принятия Положения о порядке осуществления органами государственной налоговой службы тематических и экспресс изучений в предлагаемой редакции, они будут по содержанию теми же ревизиями, на которые объявлен мораторий. Более того, в проведении изучений контролирующие органы практически ничем не ограничены:
- широкий список оснований для проведения;
- отсутствие необходимости согласовывать изучения и вносить сведения о них в Единую систему электронной регистрации проверок;
- отсутствие ограничений на периодичность проведения (один и тот же субъект предпринимательства может изучаться несколько раз в год);
- неопределенный период, охватываемый изучением;
- отсутствие запрета на повторное изучение и проверку ранее изученного периода.
Единственное отличие – последствия изучения. Как уже было указано в предыдущем обзоре, по результатам камерального контроля налоговые органы направляют требование внести соответствующие исправления в отчетность. А налогоплательщик обязан в 10-дневный срок подать уточненную отчетность (с доплатой налогов и пени) либо обосновать свою правоту по выявленным расхождениям. То есть налогоплательщику дается шанс самому исправить свои ошибки и меры ответственности не применяются. В случае непредставления в установленный срок налогоплательщиком обоснования выявленных расхождений либо уточненной налоговой отчетности орган государственной налоговой службы обращается с исковым заявлением в суд по взысканию доначисленных налогов и других обязательных платежей.(ст. 70 НК).
Описанный выше порядок тематических и экспресс-изучений сегодня – это проект. Надеемся, что при дальнейшей работе над ним будут предусмотрены гарантии прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Самир Латыпов.
[1] Данная норма не распространяется на случаи сокрытия (занижения) выручки от реализации товаров (работ, услуг) и хранения неоприходованных товаров, нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью.