О роли и значении третейских судов в Узбекистане в интервью порталу Norma рассказал Фозилжон ОТАХОНОВ, председатель Международного коммерческого арбитражного (третейского) суда при ТПП (продолжение).
- Фозилжон Хайдарович, что вы можете сказать о правовых основах деятельности третейских судов у нас в стране?
- Их деятельность регулируется нормативно-правовыми и локальными актами об образовании и деятельности третейских судов.
С переходом Узбекистана к рыночным отношениям, сопровождавшимся признанием права частной собственности, свободы экономической деятельности и предпринимательства были созданы объективные предпосылки для возрождения в нашей стране института третейского разбирательства, увеличения как количества постоянно действующих третейских судов, так и числа разрешаемых ими споров из гражданских правоотношений.
Третейские суды, на наш взгляд, - это один из основных институтов гражданского общества. Опыт развитых западных государств показывает, что участники экономического оборота относятся к третейским судам весьма положительно, так как третейское разбирательство создано для быстрого и эффективного разрешения споров и проблем в экономической деятельности. Поэтому развитие института третейского суда и третейского разбирательства крайне необходимо в условиях дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства» (от 14 июня 2005 года № УП-3619) и в целях обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства 16 октября 2006 года принят Закон Республики Узбекистан «О третейских судах». Он регламентирует порядок их образования и деятельность, передачу споров на разрешение третейских судов, форму и содержание третейского соглашения, формирование состава суда, его расходы, третейское разбирательство, акты третейского суда, оспаривание и исполнение его решения.
Нормы, касающиеся деятельности третейских судов содержатся также в Гражданском, Гражданском процессуальном, Хозяйственном процессуальном (ХПК) и Налоговом кодексах, законах «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов», «Об исполнении судебных актов и актов иных органов», «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан».
Конституцией каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений (статья 44). А защита гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством или договором, судом, хозяйственным судом или третейским судом (статья 10).
В статье 36 Закона «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» предусмотрено, что споры, возникающие между сторонами при заключении, исполнении, изменении и расторжении хозяйственных договоров, а также о возмещении причиненных убытков рассматриваются в установленном законодательством порядке хозяйственным судом, а в случаях, предусмотренных договором или по соглашению сторон, - третейским судом.
К делам, рассматриваемым хозяйственным судом, связанным с решением третейского суда, относятся дела по заявлениям:
1) об отмене решений третейских судов;
2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
Дела, перечисленные в части первой статьи 251 ХПК, рассматриваются хозяйственными судами по общим правилам хозяйственного судопроизводства с теми изъятиями и дополнениями, которые указаны в главах 201-202 ХПК. Они определяют порядок оспаривания решения третейского суда, форму и содержание заявления об отмене решения и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, порядок рассмотрения заявления, основания к отмене решения третейского суда и для отказа в выдаче исполнительного листа, порядок принятия и содержание определение хозяйственного суда по данным категориям дел.
Аналогичные нормы содержатся также и в Гражданском процессуальном кодексе.
По правилам, установленным Законом «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» исполнению также подлежат решения третейских судов (статья 6). Исполнительными документами в данном случае являются исполнительные листы, выдаваемые судами (судом по гражданским делам или хозяйственным судом) на принудительное исполнение решений третейских судов (статья 7).
В соответствии со статьей 8 Закона «О третейских судах» Министерство юстиции Каракалпакстана, управления юстиции областей и города Ташкента осуществляют на соответствующих территориях учетную регистрацию постоянно действующих третейских судов и учет временных третейских судов.
Порядок учета постоянно действующих и временных третейских судов определяется Положением о порядке ведения учета третейских судов, утвержденным Кабинетом Министров 30 октября 2008 года № 235.
В постоянно действующих третейских судах подробные правила, и процедурные вопросы разрешения спора регламентируются локальными актами, утверждаемыми юридическим лицом, образовавшим третейский суд. Этими локальными актами являются положение и регламент постоянно действующего третейского суда.
Положение постоянно действующего третейского суда - это локальный акт, утверждаемый юридическим лицом, образовавшим третейский суд, который регламентирует правовой статус, организацию, порядок деятельности постоянно действующего третейского суда, а также определяет его взаимоотношения с юридическим лицом, образовавшим данный третейский суд, и другими юридическими лицами.
Регламент постоянно действующего третейского суда - это локальный акт, утверждаемый юридическим лицом, образовавшим третейский суд, содержащий правила третейского разбирательства.
В силу того, что указанные акты не являются нормативно-правовыми в соответствии с Законом «О нормативно-правовых актах», нормы, содержащиеся в Регламенте третейского суда, в отличие от соответствующих кодексов и законов, регулирующих процедуру разрешения спора в компетентном суде, не носят общеобязательного характера. Однако, при заключении третейского соглашения о передаче спора на разрешение третейскому суду стороны, заключившие такое соглашение, делают Регламент соответствующего суда неотъемлемой частью третейского соглашения и тем самым, дают согласие подчиниться и следовать нормам, содержащимся в этом Регламенте. При разрешении спора эти нормы носят обязательный характер для сторон третейского соглашения.
При этом, как Закон «О третейских судах», так и регламенты третейских судов, как правило, довольно гибкие и оставляют достаточно свободы для определения и регулирования правил третейского разбирательства самим сторонам спора, которые могут согласовать эти правила в третейском соглашении или в ходе рассмотрения спора.
Благодаря этому, использование третейского разбирательства позволяет максимально эффективно разрешать споры на условиях, которые в наибольшей степени отвечают интересам участвующих в них сторон, что в свою очередь повышает их уверенность в эффективном разрешении возникающих разногласий.
К локальным актам постоянно действующих третейских судов можно отнести положения о сборах, расходах и издержках в третейском суде и порядке приема третейских судей.
Например, Положение, Регламент, положения о сборах, расходах и издержках в третейском суде и порядке приема третейских судей в Третейский суд при Торгово-промышленной палате утверждены Исполнительным комитетом от 7 января 2008 года.
(Продолжение следует)
Часть 1 Третейское судопроизводство: Основные понятия.
Часть 2. Третейское разбирательство: преимущества сторон
Часть 3. Третейское разбирательство: правовые основы
Часть 4. Третейское разбирательство: судебная практика
Записал Маъруф Усманов