О роли и значении третейских судов в Узбекистане в интервью порталу Norma рассказал Фозилжон ОТАХОНОВ, председатель Международного коммерческого арбитражного (третейского) суда при ТПП.
- Фозилжон Хайдарович, какие преимущества получают стороны при передаче спора на рассмотрение третейских судов?
- В первую очередь, это возможность выбора самого третейского суда. Стороны не связаны с местом жительства гражданина, нахождения юридического лица или недвижимости и т.п. При этом не обязательно, что третейское разбирательство будет проходить по месту его нахождения. При необходимости спор может быть рассмотрен выездной сессией третейского суда в любом месте Узбекистана или на территории иностранного государства.
Далее - это возможность выбора конкретного третейского судьи (судей) из состава постоянно действующего третейского суда. Стороны вправе выбрать того судью, которому больше доверяют и компетенция которого лучше соответствует характеру возникшего спора.
Отмечу, что стороны вправе по согласованию с третейским судом выбрать не только место рассмотрения спора, но и время рассмотрения спора. Преимуществом также является скорость рассмотрения дела. Третейские суды не заинтересованы в преднамеренном затягивании процесса.
Важное преимущество - это закрытость (в хорошем понимании, исключающее внешнее давление и не нужную огласку!) разбирательства дела. Рассмотрение спора в третейском суде априори закрытое, что является дополнительной гарантией сохранению конфиденциальности и коммерческой тайне;
Стоит сказать и о реальной ответственности третейских судей. Не секрет, что третейские судьи получают за свою деятельность соответствующий гонорар, который напрямую зависит от количества дел, рассмотренных судьей, и качества их разрешения, а значит и от его репутации. Все это дает дополнительные гарантии беспристрастности судей;
Затраты на ведение дела в третейском суде, в конечном итоге, меньше по сравнению с государственными судами, и, как отмечают сами участники третейских разбирательства, третейские суды не располагает спорящих к коррупционным действиям, что, естественно, обеспечивает большее доверие предпринимателей к третейскому разбирательству.
В моем понимании основная задача третейского суда - способствовать достижению сторонами взаимовыгодных и приемлемых соглашений. Поэтому обстановка в третейских судах является непринужденной и демократичной. Важнее всего то, что третейский суд может помочь сохранить нормальные отношения между сторонами, особенно если спор возникает вследствие недоразумений, а не вследствие умышленного ущемления интересов сторон.
Правда, идя на разрешение спора в третейских судах, стороны соглашаются с добровольным и безоговорочным выполнением решения третейского суда, решение которого является окончательным и не может быть обжалованным в других судах.
Третейское разбирательство получило достаточно широкое распространение на территории Узбекистана, как альтернативная форма государственному судопроизводству.
В настоящее время органами юстиции взято на учетную регистрацию более 200 постоянно действующих третейских судов.
- В чем вы видите роль и значение третейских судов в осуществлении судебно-правовой реформы?
- Весьма значительна. Дело в том, что государственная судебная система не может расширяться до бесконечности, ее содержание затратно, требует подготовки высококвалифицированных кадров, решения вопросов управления и пр.
Рост числа хозяйствующих субъектов, соответственно и хозяйственных споров может негативно отразиться на деятельности компетентных судов, повышая их загруженность. В этой связи укрепление института третейского разбирательства будет способствовать существенным положительным сдвигам во многих отношениях, особенно в системе разрешения конфликтов, укрепления деловых отношений субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. В частности, в качестве одного из направлений последовательных реформ в сфере либерализации судебно-правовой системы, предусмотренных в концепции, развитие институтов третейского разбирательства является важным шагом в данной сфере, способствуя при этом повышению правового сознания и культуры населения.
Развитие системы третейского разбирательства позволяет разрешать часть дел в сфере гражданского оборота вне рамок правосудия, достигая того же самого юридического результата, снижая нагрузку на судебную систему.
Учитывая значимость института судопроизводства, еще в первые годы независимости глава нашего государства Ислам Каримов обратил внимание общественности на необходимость становления подлинно независимого суда, переходящего из карающего органа в орган, защищающий права и интересы простых людей. При этом широкое использование возможностей третейских судов в данном процессе было отмечено как одно из приоритетных направлений усовершенствования структуры суда. Идея руководителя страны, положившая начало постепенной либерализации судебно-правовой системы, не утратила свою актуальность и на сегодняшний день, что подтвердилось и в части дальнейшего реформирования судебно-правовой системы в его «Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране», в которой проанализированы также вопросы дальнейшего углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики, реализация которых требует активизации деятельности третейского разбирательства.
(Продолжение следует)
Часть 1 Третейское судопроизводство: Основные понятия.
Часть 2. Третейское разбирательство: преимущества сторон
Часть 3. Третейское разбирательство: правовые основы
Часть 4. Третейское разбирательство: судебная практика
Записал Маъруф Усманов