Постановлением Кабинета Министров от 29.12.2023 г. № 694 утверждены Положение о порядке оценки воздействия нормативно-правовых актов и их проектов на конкуренцию и Методика выявления недобросовестной конкуренции.
Указом Президента от 06.07.2023 г. № УП-108 определены приоритетные направления деятельности Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей:
- оценка воздействия на конкуренцию НПА и их проектов, недопущение принятия решений и совершения действий, ограничивающих конкуренцию, республиканскими органами исполнительной власти и органами исполнительной власти на местах;
- обеспечение конкурентной среды на товарных, финансовых и цифровых рынках, выявление и пресечение фактов «картельных» соглашений и сговоров, практики недобросовестной конкуренции;
- обеспечение конкуренции, регулирование деятельности товарно-сырьевых бирж, осуществление единой государственной политики в сфере защиты прав потребителей и рекламы;
- противодействие монополиям, пресечение злоупотребления своим положением и антиконкурентных действий со стороны хозяйствующих субъектов, имеющих доминирующее положение, включая субъектов естественной монополии и др.
НПА или его проект считается негативным для конкуренции, если он вызвал (или может оказать влияние) одно из следующих последствий:
- ограничение круга и количества хозяйствующих субъектов, производящих товары или оказывающих услуги;
- ограничение возможности поставщиков конкурировать друг с другом;
- снижает желание поставщиков конкурировать друг с другом в рыночных отношениях;
- ограничивает поставщиков от внедрения новых технологий, продуктов или бизнес-моделей и др.
Утвержденное постановлением Положение предусматривает:
- основные задачи и критерии оценки влияния НПА и их проектов на конкуренцию;
- порядок оценки влияния НПА и их проектов (ex-ante и ex-post – предварительных и постфактум) на конкуренцию;
- источники информации для оценки влияния НПА и их проектов на конкуренцию.
Также документом утверждена Методика выявления недобросовестной конкуренции, которая предусматривает:
- случаи, совершенные конкурирующими хозяйствующими субъектами на товарном или финансовом рынке в целях защиты конкуренции;
- определение уровней выявления недобросовестной конкуренции;
- выявление признаков недобросовестной конкуренции;
- порядок борьбы с недобросовестной конкуренцией.
Согласно документу признаками недобросовестной конкуренции считаются следующие случаи:
- ввод товаров в общественный оборот конкурентным хозяйствующим субъектом путем повторения внешнего оформления товаров, ранее выпущенных в общественный оборот;
- реализация товаров конкурентным хозяйствующим субъектом с несанкционированным использованием рекламных материалов;
- клевета на конкурента в преследовании своих интересов или действия, которые наносят или могут нанести ущерб его деловой репутации и другие.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства на государственном языке и вступил в силу 29.12.2023 г.
Лола Абдуазимова.