Министерство иностранных дел утвердило Инструкцию о порядке ведения консульского учета граждан Республики Узбекистан и лиц без гражданства, находящихся (пребывающих) за рубежом (рег. № 3218 от 10.02.2020 г.).
Постоянно проживающие или временно находящиеся за рубежом граждане Узбекистана и лица без гражданства должны быть приняты на постоянный или временный учет в консульском учреждении.
Для постановки на консульский учет граждане должны иметь один из следующих документов, удостоверяющих личность:
- биометрический паспорт гражданина Республики Узбекистан – документ, удостоверяющий личность его владельца на территории Узбекистана и иностранного государства (до истечения срока его действия), а также гражданство нашей страны, содержащий электронный носитель информации (чип) с персональными биографическими данными и биометрическими параметрами владельца;
- биометрический паспорт гражданина Республики Узбекистан для выезда за границу – документ, удостоверяющий личность его владельца и гражданство Узбекистана при выезде за границу и въезде в Узбекистан, а также пребывании за рубежом, содержащий электронный носитель информации (чип) с персональными биографическими данными и биометрическими параметрами владельца;
- паспорт гражданина Республики Узбекистан небиометрического образца – документ, удостоверяющий личность его владельца на территории страны и узбекское гражданство – до 31 декабря 2019 года, на территории иностранного государства – до окончания срока его действия;
- проездной документ для выезда за границу – для лиц без гражданства.
Консульским учреждением является консульский отдел дипломатического представительства Узбекистана, генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство, учреждаемые в иностранном государстве.
На консульский учет (постоянный, временный) могут принять в самом консульском учреждении либо через веб-портал интерактивных консульских услуг (www.consulate.mfa.uz).
За постановку на постоянный консульский учет граждан Узбекистана и лиц без гражданства взимается консульский сбор с учетом фактических затрат, связанных с осуществлением консульских действий. За постановку на учет детей, не достигших 16 лет, консульский сбор не взимается.
При изменении учетных данных после принятия на постоянный или временный консульский учет (Ф.И.О., адрес проживания и др.) в учетную карточку (электронную учетную карточку) вносятся соответствующие отметки и дополнения. Электронные учетные карточки хранятся в базе данных Единой автоматизированной системы учета МИД (далее – ЕАСУ).
Постоянно проживающие за рубежом граждане и лица без гражданства для постановки на консульский учет подают:
- заполненную электронную учетную карточку установленной формы на веб-портале интерактивных консульских услуг (если такой возможности нет, заполняется заявление и учетная карточка по установленным формам);
- документ, удостоверяющий личность;
- оригинал свидетельства о рождении детей, не достигших 16 лет (при отсутствии биометрического, небиометрического паспорта, загранпаспорта и проездного документа);
- копия страницы небиометрического паспорта одного из родителей с отметкой данных о ребенке (при наличии таких отметок);
- копия выездной карточки или стикера подразделения миграции и оформления гражданства с записью «Dоimiy yashashga ketishga ruxsat berildi» (Разрешен выезд на постоянное жительство), вклеенного в биометрический или небиометрический паспорт;
- документ, подтверждающий законность пребывания в зарубежном государстве (виза, вид на жительство, разрешение на временное проживание, отметки в паспорте, справки и др.);
- 1 фото размером 3х4 см (при отсутствии возможности заполнения электронной учетной карточки);
- квитанция об уплате консульских сборов и сборов по покрытию фактических расходов.
Для постановки на постоянный консульский учет в консульские учреждения могут обращаться граждане, лица без гражданства, выехавшие за рубеж на временное проживание, а затем принявшие за рубежом решение о постоянном проживании.
Граждане и лица без гражданства, выехавшие за границу в служебную командировку, на лечение, работу или воссоединение с семьей, принимаются на временный консульский учет, если срок выезда составляет более 6 месяцев. Не принимаются на временный консульский учет граждане и лица без гражданства, выехавшие с целью туризма, по частным делам или другим причинам на срок менее 6 месяцев, а также проезжающие через определенную страну транзитом.
Временный консульский учет оформляется на срок до 4 лет. Для временного консульского учета кроме соответствующих документов, указанных выше, представляются соответственно:
- копия приказа о командировании или командировочное удостоверение;
- справка или иной подтверждающий документ с места учебы;
- медицинские документы, выданные медицинским учреждением Узбекистана или страны пребывания;
- справка с места работы или копия трудового контракта для выехавших на работу;
- свидетельство о браке (для выехавших с целью воссоединения с семьей) и свидетельство о рождении детей.
При обращении для постановки на постоянный или временный консульский учет посредством веб-портала интерактивных консульских услуг, указанные документы направляются в сканированном виде в формате «PDF».
При представлении всех вышеуказанных документов консульское должностное лицо:
во-первых, ставит подпись в документ, удостоверяющий личность заявителя, заверяет печатью консульского учреждения, и, указав дату постановки на консульский учет, вносит одну из записей, соответственно:
- «(консуллик муассасасининг номи ва унинг жойлашган манзили) да доимий консуллик рўйхатга олинди» (Принят на постоянный консульский учет в ____ консульском учреждении, расположенном по адресу ___);
- «(консуллик муассасасининг номи ва унинг жойлашган манзили) да 20 ___ йил «___» ______ дан 20 ___ йил «___» ______ гача вақтинчалик консуллик рўйхатига олинди» (Принят на временный консульский учет в ____ консульском учреждении, расположенном по адресу ___с «___» ______ 20 ___ года по «___» ______ 20 ___ года);
во-вторых, вносит данные о постановке на постоянный или временный консульский учет в базу данных ЕАСУ;
в-третьих, направляет на адрес электронной почты граждан и лиц без гражданства, принятых на постоянный или временный консульский учет посредством веб-портала интерактивных консульских услуг, соответствующее уведомление.
Если человек намерен продлить свое пребывание за рубежом, консульское должностное лицо за месяц до окончания срока временного консульского учета предупреждает его о необходимости обращения за продлением консульского учета, а в случае необращения – снятия его с консульского учета.
Граждане и лица без гражданства могут быть сняты с консульского учета в следующих случаях:
- при переезде на постоянное жительство в другой консульский округ;
- при окончании периода временного пребывания за рубежом;
- при выходе из гражданства (утрате гражданства) Узбекистана;
- в случае смерти.
Для снятия с постоянного или временного консульского учета граждане или лица без гражданства обращаются с соответствующим заявлением лично или через доверенное лицо в консульское учреждение. При отсутствии возможности личной явки, заявление можно отправить консульскому должностному лицу по почте или электронной почте с уведомлением о получении.
При снятии с консульского учета в учетную карточку (электронную учетную карточку) вносится соответствующая запись и ставится соответствующий штамп в документ, удостоверяющий личность, заверяется гербовой печатью и подписью консульского должностного лица.
При снятии с учета граждан и лиц без гражданства, принятых на консульский учет посредством веб-портала интерактивных услуг, соответствующее уведомление направляется на их электронную почту. Чтобы с консульского учета сняли гражданина или лицо без гражданства, пребывающих в Узбекистане, им необходимо обратиться в Консульско-правовой департамент МИД.
Документ опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 10.02.2020 г.
Анвар Иркаходжаев.