Принято Положение о порядке заключения, изменения, прекращения и реализации инвестиционных договоров между Правительством Республики Узбекистан и иностранными инвесторами (см. ПКМ от 30.04.2020 г. № 264).
Инвестиционный договор с Правительством заключается, в том числе, чтобы предоставить инвестору дополнительные гарантии и меры поддержки (льгот и преференций) помимо установленных законодательством. Это может быть правительственная гарантия, специальный таможенный, налоговый и платежный режим, содействие в реализации проектов, включение в инвестпрограмму и т.д. Но нельзя наделять инвестора исключительными правами, создающими его доминирующее положение на рынке.
При этом дополнительные гарантии и меры предоставляются в каждом конкретном случае иностранным субъектам, инвестирующим в приоритетные отрасли, обеспечивающие:
- устойчивый экономический рост, прогрессивные технологические изменения экономики страны;
- укрепление и расширение экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйственные связи.
Важно! Дополнительные льготы по уплате налогов, таможенных и других обязательных платежей предоставляются созданным предприятиям с иностранными инвестициями только на четко определенный срок и не могут носить бессрочный характер.
Инвестиционный договор, а также изменения и дополнения к нему заключаются в письменной форме. Процедура в обоих случаях одинаковая. От имени Правительства договор подписывает Министерство инвестиций и внешней торговли. Инициатором выступает инвестор – самостоятельно или совместно с органами госуправления, хозобъединениями, органами исполнительной власти на местах или хозсубъектами.
Для этого в Мининвествнешторг или Агентство по привлечению иностранных инвестиций подаются:
- заявление с информацией о намерении заключить договор и инвестировать в объект инвестиционной деятельности, об имеющемся опыте реализации инвестпроектов (при наличии);
- проект инвестиционного договора по утвержденной типовой форме;
- бизнес-план проекта, выполненный на основании ТЭО (ТЭР), прошедшего экспертизу в уполномоченных органах (при необходимости).
Свои заключения в пределах собственной компетенции выдают Минюст, Минфин и Минэкономразвития, ГТК и ГНК.
Проект договора и другие материалы рассматриваются в течение 15 дней со дня получения. Если требуется дополнительное изучение, проверка либо другие меры, срок может быть продлен не более чем на месяц. Об этом письменно информируют инвестора.
Согласованный со всеми уполномоченными органами проект инвестдоговора вносится в Кабинет Министров, который его рассматривает и одобряет либо, если есть разногласия, возвращает на доработку. Одобренный инвестдоговор подписывается Мининвествнешторгом, после чего ведомство готовит проект правительственного решения об утверждении договора и вносит его в Кабмин. Договор вступает в силу с даты принятия акта, или в указанный в нем срок.
Мининвествнешторг мониторит ход исполнения обязательств инвестора по договору. Подопечный должен представлять свои отчеты, порядок и сроки оговариваются в договоре.
Действие дополнительных гарантий и мер поддержки (льгот и преференций) прекращается по истечении срока действия инвестдоговора или до этого – в порядке, предусмотренном договором.
Описанный выше порядок не распространяется на инвестдоговоры, которые заключаются с региональными властями при реализации проектов с долей иностранных инвестиций в эквиваленте не более $10 млн.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 1.05.2020 г.
Олег Заманов.