Постановление Президента от 25.05.2018 г. № ПП-3741 предусматривает целый ряд нововведений в системе отечественного нотариата с 1 января 2019 года.
Во-первых, утвержден перечень дополнительных действий правового и технического характера, осуществляемых нотариусами при удостоверении сделок по принципу «одно окно» в рамках активной модели.
Из него следует, что нотариусы станут самостоятельно получать и проверять:
- сведения о постоянно прописанных лицах в жилом помещении;
- биометрические и паспортные данные;
- необходимые сведения о недвижимом имуществе, включая запрет на отчуждение и арест;
- сведения о лицах, давших согласие на приватизацию жилья;
- сведения о юридических лицах;
- информацию о наличии/отсутствии задолженности по коммунальным услугам.
Тем самым граждане и организации освободятся от необходимость самостоятельно собирать указанные документы и справки. Для этого создадут базы данных и инфосистемы, допускающие обмен нужными сведениями, и интегрируют их с АИС «Нотариус». Механизмы межведомственного взаимодействия в рамках этой модели отрегулируют административными регламентами.
Во-вторых, обязательное нотариальное удостоверение договоров аренды и безвозмездного пользования недвижимым имуществом отменяется. Но договоры аренды нужно будет в обязательном порядке ставить на учет в налоговых органах.
В-третьих, связанные с недвижимым имуществом сделки, удостоверяются нотариусами исключительно на гербовых (специальных) бланках строгой отчетности со степенью защиты, серией, порядковым номером и территориальным кодом. Такие бланки изготовит ГПО «Давлат белгиси».
В-четвертых, введут обязательную аудио- и видеофиксацию процесса подписания завещаний, а также сделок, заявлений и иных документов, подписываемых от имени человека неспособного собственноручно расписаться из-за физических недостатков, болезни или других причин.
В-пятых, при добровольном обращении юридического лица к нотариусу факт принятия решения его коллегиальным органом будет нотариально удостоверяться.
В-шестых, для установления личности обратившегося за совершением нотариальных действий будут сканировать отпечатки пальцев, и сопоставлять их с биометрическими данными паспорта (биометрического проездного документа лица без гражданства).
Подтверждать совершение нотариальных действий заявители будут подписью на нотариально удостоверяемых документах и также сканированием их отпечатков пальцев на соответствующем устройстве.
В-седьмых, в нотариальных конторах установят средства дистанционного аудио- и видеонаблюдения в режиме реального времени. Доступ к централизованной системе будет у Министерства юстиции и его территориальных органов. При этом должна соблюдаться тайна нотариальных действий.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 26.05.2018 г.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в ближайшее время в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Олег Заманов.