В законодательство внесены поправки по совершенствованию процессов законотворчества и парламентского контроля (см. ЗРУ–631 от 10.08.2020 г.).
Во-первых, внедряется новый механизм – парламентское расследование. Оно проводится для изучения конкретных фактов или событий, посягающих на наиболее важные интересы общества и государства, способных оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивое развитие страны.
Законодательная палата или Сенат, принимая решение о проведении парламентского расследования (возможно совместное), образует комиссию из своих представителей. Комиссия:
- вправе привлекать к своей работе представителей госорганов, органов хозуправления, специалистов, экспертов и ученых;
- может запрашивать необходимые сведения у госорганов, органов хозуправления, других организаций, граждан, а также приглашать их для дачи разъяснений;
- в установленный срок должна информировать соответствующую палату Парламента о выполненной работе.
Во-вторых, Законодательной палате и Сенату дано право заслушивать информацию руководителей госорганов и органов хозуправления по вопросам их деятельности. Порядок такой же, как и в отношении членов правительства.
В-третьих, уточнено, кто должен подписать ответ на парламентский запрос, запрос сенатора, депутата Законодательной палаты или соответствующего Кенгаша народных депутатов. Это – должностное лицо, на чье имя направлен запрос, или временно исполняющий его обязанности.
Напомним, запрос представляет собой требование дать обоснованное разъяснение или изложить свою позицию по вопросам:
- исполнения законов, госпрограмм в различных сферах и другим важнейшим вопросам, входящим в ведение должностных лиц госорганов, органов хозуправления, – парламентский запрос;
- связанным с интересами соответствующих регионов, – запрос сенатора;
- связанным с обеспечением прав и законных интересов избирателей соответствующего избирательного округа, – депутатский запрос.
Поправка вызвана тем, что по статистике на большинство запросов отвечают не адресаты. Например, из направленных в 2018 году 207 парламентских запросов на 120 поступили ответы за подписью других, не должностных лиц. А в 2019 году на 175 (72%) депутатских запросов ответили заместители руководителей соответствующих органов, 13 (5%) – руководители подчиненных организаций, 2 (1%) – должностные лица других учреждений.
В-четвертых, субъекты права законодательной инициативы будут участвовать в рассмотрении предлагаемых ими законопроектов и выступать с докладом на первом чтении в Законодательной палате:
- Жокаргы Кенес, Кабинет Министров, Конституционный и Верховный суды – через назначенного ими представителя;
- Президент и Генеральный прокурор – лично или через своего представителя;
- депутаты Законодательной палаты – лично.
Кто будет участвовать в рассмотрении и выступать с докладом, указывается в решении о внесении проекта закона в Законодательную палату.
В-пятых, определен статус первого заместителя Спикера Законодательной палаты. Он:
- развивает связи с международными парламентскими организациями, координирует деятельность соответствующих структурных подразделений (межпарламентских групп, комиссий, комитетов, рабочих групп и т.д.), развивает межпарламентскую дипломатию, организует контроль за выполнением правительством международных договоров, выполняет организационные и иные задачи;
- на время исполнения своих обязанностей приостанавливает членство в политической партии и не может входить в состав фракции;
- не может быть избран в состав комитетов Законодательной палаты.
Закон опубликован в газете «Народное слово» и вступил в силу 11.08.2020 г.
Олег Заманов.