Принято постановление Президента от 1.07.2020 г. «О мерах по организации эффективного использования пустующих объектов и широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий».
Для рационального и эффективного использования бездействующих, неиспользуемых нежилых объектов, а также их вовлечения в хозяйственную деятельность организаций создаются:
- Центр по организации эффективного использования пустующих объектов (далее – Центр) при Агентстве по управлению госактивами (далее – Агентство);
- территориальные управления Центра в Республике Каракалпакстан, областях и Ташкенте (далее – территориальные управления) на базе ГУП «Центр аренды государственного имущества» при соответствующих территориальных управлениях Агентства. Центр является правопреемником упраздняемых ГУП по всем правам и обязательствам, в том числе договорным отношениям.
Основные задачи Центра:
- выявление и ведение учета пустующих нежилых зданий и сооружений, неиспользуемых производственных площадей (далее – пустующие объекты);
- организация содержания и эффективного использования пустующих объектов госсобственности;
- осуществление учета и мониторинга объектов госсобственности, переданных в аренду и средств, поступающих от их аренды, а также контроля их целевого использования и содержания и уплаты арендных платежей;
- проведение проверок содержания и эффективного использования объектов госсобственности, закрепленных за госучреждениями (предприятиями);
- изъятие излишней части объектов госсобственности, переданных госучреждениям (предприятиям) на праве оперативного управления, а также объектов госсобственности, неиспользуемых или используемых не по назначению;
- принятие решений о сносе объектов госсобственности, признанных непригодными, на основании заключений Инспекции по контролю в сфере строительства;
- оказание всесторонней практической помощи по передаче в аренду пустующих объектов частной собственности по желанию их владельцев.
Источники финансирования деятельности Центра и территориальных управлений:
- средства Госбюджета республики;
- средства, поступающие от аренды объектов госсобственности;
- средства Фонда по управлению, трансформации и приватизации госактивов при Агентстве;
- иные источники, не запрещенные законодательством.
Центр является органом госуправления и для выполнения возложенных на него задач вправе запрашивать необходимую информацию и материалы у всех госорганов. Получение информации по пустующим объектам от соответствующих госорганов осуществляется им через автоматизированную систему.
Информация о пустующих объектах размещается на официальном веб-сайте Центра и ежемесячно обновляется. Рабочие группы по выявлению неиспользуемых объектов и их вовлечению в хозяйственную деятельность еженедельно вносят информацию в территориальные управления. Работники территориальных управлений закрепляются за каждой махаллей районов (городов) и в пределах своих полномочий организуют выявление и эффективное использование пустующих объектов, расположенных на территории махалли. Пустующие объекты госсобственности, за исключением объектов, включенных в Инвестиционную программу республики, передаются Центру и территориальным управлениям для содержания и дальнейшего эффективного использования (приватизации, передачи в аренду и др.).
Центр вносит:
- в Кабинет Министров информацию о мерах, принимаемых для эффективного использования пустующих объектов – ежегодно до 1 апреля;
- в Торгово-промышленную палату и Агентство по развитию предпринимательства перечень пустующих объектов – ежеквартально.
Работники Центра и территориальных управлений в пределах своих полномочий имеют право на беспрепятственный вход и осмотр пустующих объектов. При этом вход на объекты частной собственности и их осмотр осуществляются в порядке уведомления уполномоченного органа путем регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок.
Решения, принимаемые Центром в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами госвласти на местах и хозяйствующими субъектами.
С 1 сентября 2020 года:
а) результаты всех аукционных торгов оформляются с помощью QR-кода (матричный штрих-код);
б) в систему «E-IJRO AUKSION» внедряется механизм, предусматривающий:
- участие в аукционе через мобильные приложения, предоставляющие возможность идентификации личности посредством «мобильной идентификации»;
- оформление договоров аренды объектов госсобственности путем заключения двустороннего договора между арендодателем и арендатором в электронной форме;
- создание электронного каталога, содержащего подробную информацию об имеющихся на торгах лотах, который периодически обновляется и размещается на официальном веб-сайте Агентства.
Документом утверждена структура центрального аппарата Центра. Предельная численность его управленческого персонала составляет 309 единиц, в том числе численность управленческого персонала центрального аппарата – 22 единицы. Упраздняется Управление по организации выявления пустующих гособъектов и их эффективного использования Агентства с последующей передачей Центру его 8 штатных единиц.
На сотрудников Центра и его территориальных управлений вне зависимости от источников выплат распространяются условия оплаты труда, материального стимулирования и социальной защиты, предусмотренные законодательством и другими документами для сотрудников Агентства и его территориальных управлений.
Постановление также предусматривает:
- освобождение от уплаты госпошлины Центра и его территориальных управлений по искам и заявлениям, вносимым ими в суды в соответствии с возложенными задачами;
- создание Дирекции по использованию зданий при Агентстве по управлению госактивами в форме госучреждения на базе ГУП «Дирекция по использованию зданий Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан».
Эльмира Сиразиева.