На портале СОВАЗ обсуждается проект Положения о порядке создания и организации деятельности службы охраны труда в организациях.
На сегодняшний день наличие службы охраны труда или должности специалиста по охране труда обязательно для организаций, осуществляющих производственную деятельность, с численностью работников от 50 человек. В организациях, где менее 50 работников, создание службы или прием специалиста по охране труда остается на усмотрение работодателя (ст. 12 З-на «Об охране труда»).
Проектом предлагается создавать службы охраны труда либо вводить должности имеющих соответствующую подготовку специалистов по охране труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность с численностью менее 50 работников и относящихся к 1 по 4 (включительно) классам профессионального риска.
Приводится рекомендованная структура службы охраны труда в организациях в зависимости от штатной численности и класса профессионального риска.
№ п/п |
Среднесписочная численность работников организации |
По классам профессионального риска* |
||||
1 класс |
2 - 10 классы |
10 - 15 классы |
15 - 20 классы |
|||
1 |
Менее 50 человек |
Возлагается на одного из руководителей организации |
Вводится должность специалиста по охране труда |
|||
2 |
От 51 до 100 человек |
Возлагается на одного из руководителей организации |
Вводится должность специалиста по охране труда |
Создается отдел охраны труда |
||
3 |
От 101 до 500 человек |
Возлагается на одного из руководителей организации |
Вводится должность специалиста по охране труда |
Создается сектор охраны труда |
Создается управление охраны труда |
|
4 |
501 и более человек |
Вводится должность специалиста по охране труда |
Создается сектор охраны труда |
Создается управление охраны труда |
Создается служба охраны труда. Состоит из отделов и секторов. Количество их работников определяется в соответствии с производством |
* Класс профессионального риска устанавливается на основе величины интегрального показателя профессионального риска, учитывающего уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на социальное обеспечение, сложившихся по видам деятельности работодателей.
Из смысла проекта следует, что перечень организаций, обязанных иметь службу охраны труда или специалиста по охране труда, расширяется. Однако из текста (совокупность пунктов 3, 5, 7 проекта Положения и представленная выше таблица) не совсем ясно, распространяется ли данная обязанность на все организации, независимо от форм собственности и специфики деятельности (производственная или непроизводственная).
По проекту служба охраны труда может функционировать в разных формах, исходя из числа работающих в организации. В частности, для органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах установили следующую классификацию.
№ п/п |
Наименование службы охраны труда |
Установленная штатная численность |
1 |
Служба охраны труда |
9 и более человек |
2 |
Управление охраны труда |
6-8 |
3 |
Отдел охраны труда |
4-5 |
4 |
Сектор по охране труда |
3 |
5 |
Специалист по охране труда |
1 |
При этом хотят запретить сокращение либо перераспределение имеющихся штатных единиц службы охраны труда в другие структурные подразделения.
Следующие категории работодателей смогут привлекать для осуществления функций службы охраны труда профессиональных участников:
- организации, осуществляющие производственную деятельность с численностью менее 50 работников и относящиеся к 1 по 4 (включительно) классам профессионального риска;
- индивидуальные предприниматели, нанимающие работников в соответствии с законодательством;
- фермерские хозяйства, при условии отсутствия производства по переработке сельскохозяйственной продукции.
Установлены функции, задачи, права и обязанности службы охраны труда, квалификационные требования к руководителю и специалистам службы.
Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.
Ленара Хикматова.