Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Штрафы: что изменится для импортеров и экспортеров

08.06.2020

Читать на узбекском языке

 

Разбираем новый порядок контроля за внешнеторговыми операциями, который вступит в силу 16 августа 2020 года.

 

В мае Правительство утвердило Положение о порядке ведения мониторинга и контроля за осуществлением внешнеторговых операций. Оно вступит в силу спустя 3 месяца после опубликования, то есть 16 августа. Этот документ – новая редакция Положения о порядке осуществления мониторинга за внешнеторговыми операциями, принятого еще в 2003 году.

 

Мы сравнили обе версии – действующую и новую – и уже описали, как изменится механизм мониторинга в целом. Тема этой публикации не менее важна для субъектов внешнеэкономической деятельности – штрафные санкции. Вопрос включает несколько аспектов: сроки и порядок их исчисления, система штрафов и механизм их взыскания. Обо всем по порядку.

 

Сроки  что с ними не так

 

Штрафы взыскиваются за нарушение установленных сроков, в течение которых должны быть выполнены определенные требования в зависимости от характера операции (см. таблицу ниже).

 

Вид операции

Требование, подлежащее выполнению в течение установленного срока

Порядок исчисления

Установленные сроки

Действующая редакция

(до 16.08.2020 г.)

Новая редакция

(с 16.08.2020 г.)

Импорт

Ввоз в страну и оформление товаров в режим «выпуск для свободного обращения (импорт)», выполнение работ и оказание услуг либо возврат уплаченных за них денежных средств

С даты оплаты по импортному контракту

  • по контрактам, заключенным в рамках проектов, реализуемых в соответствии с решениями Президента и Кабинета Министров, или в случае утверждения контрактов Управляющим комитетом в рамках реализации Соглашений о разделе продукции – сроки, установленные в импортных контрактах;
  • по импортным контрактам организаций отрасли электротехнической промышленности в отношении технологического оборудования для собственных производственных нужд, – 270 календарных дней;
  • по другим импортным контрактам – 180 календарных дней.
  • общеустановленный срок – 180 дней;
  • по контрактам, заключенным в рамках проектов, реализуемых в соответствии с решениями Президента и Кабинета Министров, или в случае утверждения контрактов Управляющим комитетом в рамках реализации Соглашений о разделе продукции – сроки, установленные в импортных контрактах.

Экспорт

Поступление выручки или обратный ввоз товаров

В отношении товаров – с даты оформления ГТД под таможенным режимом «экспорт».

В отношении услуг (работ) – с даты подписания акта приемки выполненных работ.

  • для учредителей – резидентов Узбекистана, экспортирующих в адрес организаций за рубежом (торговых домов и представительств, ДП, фирменных магазинов, дилерских сетей и консигнационных складов) – 180 дней;
  • для хозсубъектов – членов ТПП, экспортирующих в адрес торгово-инвестиционных домов Палаты, – 180 дней;
  • по экспортным операциям электротехнической и электробытовой продукции собственного производства – 180 дней;
  • для остальных экспортеров – 120 дней.

Общий срок – 180 дней

 

На первый взгляд, выводы очевидны. Привилегии для отдельных категорий субъектов отменяются: импортеры электротехнической отрасли уравнены с остальными, а для всех экспортеров установлен общий, более длительный срок в 180 дней, что также нивелирует исключительное положение некоторых участников ВЭД. 

 

Но не все так просто. Дело в том, что сроки как общеустановленные, так и исключительные, которые отражены в действующем Положении, предусмотрены вышестоящими по юридической силе актами:

 

И если с действующей редакцией Положения эти нормы полностью согласуются, то с новой – вступают в противоречие. А по закону, в случае расхождений между НПА применяется обладающий более высокой юридической силой. Следовательно, в оставшееся до 16 августа время необходимо пересмотреть нормы названных постановлений Президента так, чтобы они «бились» с новой редакцией Положения. Иначе, в отдельных случаях последствия окажутся противоположными тем, которые закладывает Правительство (см. таблицу ниже).

 

Субъект

Установленный срок

Последствия

Импортные операции

Организации электротехнической промышленности

Согласно ПП-4348 от 30.05.2019 г. – 270 дней

Согласно новой редакции Положения – 180 дней

Применяется ПП–4348 от 30.05.2019 г. Сохраняется привилегированное положение.

Экспортные операции

Организации электротехнической промышленности

Согласно ПП-4348 от 30.05.2019 г. – 180 дней

Согласно новой редакции Положения – 180 дней

Сроки идентичны. Ничего не изменится.

Учредители – резиденты Узбекистана, экспортирующие в адрес организаций за рубежом (торговые дома, торговые представительства, дочерние предприятия, фирменные магазины, дилерские сети и консигнационные склады)

Согласно ПП-3351 от 3.11.2017 г. – не установлен (обозначены лишь как исключение из общеустановленного 120-дневного срока)

Согласно новой редакции Положения – 180 дней

Ничего не изменится

члены ТПП, экспортирующие в адрес торгово-инвестиционных домов Палаты

Остальные экспортеры

Согласно ПП-3351 от 3.11.2017 г. – 120 дней

Согласно новой редакции Положения – 180 дней

Применяется ПП-3351 от 3.11.2017 г. Наиболее многочисленная группа субъектов ВЭД оказывается в невыгодном положении.

 

И еще один вопрос, который может возникнуть у субъектов ВЭД. Какие сроки применяются к текущим контрактам, действие которых приходится на периоды до и после вступления в силу нового Положения? Согласно статье 31 Закона «О нормативно-правовых актах» НПА не имеют обратной силы и применяются к общественным отношениям, возникшим после введения их в действие. Поэтому все зависит от того, когда заключен внешнеэкономический контракт. Если до 16 августа, применяются сроки, указанные в действующей редакции Положения, с 16 августа – новой.

 

Штрафы: та же система плюс «бонусы»

 

Система штрафов сохраняется в действующем виде, несмотря на то, что ранее ее планировали изменить. Как и сейчас штраф будет взыскиваться, если требования по ввозу и оформлению товаров, выполнению работ и оказанию услуг (импорт) либо поступлению валютной выручки (экспорт) не исполняются дольше 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства – 60) после истечения установленных сроков. Сумма штрафа увеличивается по нарастающей в зависимости от продолжительности просрочки: до 180 дней – 10%; от 180 до 365 дней – дополнительно 20%; более 365 дней – дополнительно 70%. 

 

Однако в новой редакции Положения прописан широкий перечень случаев, когда штрафы за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям не применяются:

а) к сумме полностью или частично репатриированных активов (см. ст. 11 З-на «О валютном регулировании») по договорам, указанным в заявлении о наложении штрафа;

б) если сроки поставки оборудования и (или) комплектующих установлены в условиях импортных контрактов на их поставку на срок более 180 календарных дней в зависимости от их технических характеристик и специфики;

в) при предъявлении в отношении товаров, вывезенных на имя иностранного предприятия, справки об их:

  • уничтожении вследствие признания непригодными при транспортировке и хранении по причинам, не зависящим от экспортера и иностранного предприятия;
  • конфискации импортирующим госорганом под таможенным контролем таможенного органа страны, в которой они находятся.

 

Действующее ограничение на взыскание штрафов повторно по одному и тому же предмету задолженности и текущему объему экспорта, импорта товаров (работ, услуг) – сохраняется.

 

К тому же, «штрафникам» станет доступна новая опция – оплата штрафа ежемесячными платежами в рассрочку. Воспользоваться ей можно, если сумма штрафа превысит 20% от суммы текущих активов юрлица-резидента на последнюю отчетную дату. Период рассрочки – 6 месяцев с даты принятия решения о взыскании штрафа.

 

Механизм – более прозрачный

 

Действующее Положение описывает лишь порядок межведомственного взаимодействия таможенных и налоговых органов в процессе взыскания штрафов. По сути, все происходит кулуарно, сами субъекты ВЭД в процесс никак не вовлечены и повлиять на ход событий не могут.

 

В новой редакции этот минус устранен, новый механизм – прозрачен. В частности, экспортерам и импортерам – нарушителям налоговики будут направлять требование о наложении штрафа в письменной или электронной форме. В нем обязательно отражается:

  • полное наименование хозсубъекта, его ИНН;
  • дата и номер требования;
  • данные контракта: идентификационный номер и вид, страна и наименование иностранного партнера, вид валюты;
  • сведения о «дебиторке»: дата и сумма, дата и установленный ЦБ курс валюты, стоимость дебиторской задолженности в сумах;
  • меры, которые хозсубъект должен предпринять, получив требование, и отводимые на них сроки;
  • меры, которые будут приняты, если не устранить «дебиторку».

 

Требование направляется так, чтобы можно было подтвердить дату получения, либо в персональный кабинет налогоплательщика – при его наличии. Заказное письмо считается полученным через 5 дней после отправки, а при использовании персонального кабинета – на следующий рабочий день.

 

В течение 10 дней с даты получения требования хозяйствующий субъект должен представить в орган государственной налоговой службы информацию об устранении просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям или добровольной оплате штрафов, сопровождаемую письменными или электронными подтверждающими документами.

 

В требовании указывается штраф, исчисленный в сумах по курсу ЦБ на дату отправки. Если хозсубъект не «закрывает» задолженность по контракту, не платит добровольно или отказывается платить штраф, налоговый орган обращается в суд. Указанная в требовании сумма не пересчитывается, даже если обменный курс валют изменится.

 

Как мы уже писали, участники ВЭД, выполнившие установленные требования, не подвергаются штрафным санкциям, а уже взысканные штрафы – им должны вернуть. Для возврата хозсубъект подает заявление, а сумма перечисляется на его банковский счет:   

  • Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре – если она хранится на его депозитном счете;
  • Казначейством Минфина – если была перечислена в Госбюджет. В этом случае нужно решение налогового органа о признании суммы переплатой (см. ст. ст. 104105 НК).

 

После того, как решение суда вступит в силу, сумма наложенного штрафа отражается в личной карточке хозсубъекта. Она признается налоговой задолженностью, к которой применяются меры по принудительному взысканию (см. Главу 15 НК).

 

Олег Заманов.


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-29
  • USD:12662.01 (+0.00) сум
  • EUR:13593.93 (+0.00) сум
  • RUB:137.65 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах