Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Что изменится в бухгалтерском учете до 2024 года

15.11.2022

Читать на узбекском языке

Министерство финансов готовит новую редакцию Закона «О бухгалтерском учете». Цель – согласовать систему бухгалтерского учета с действующим НК, учесть в законе внедрение МСФО и способствовать повышению профессионализма бухгалтеров.

 

Что и почему будет меняться, по просьбе buxgalter.uz разъяснил директор департамента методологии бухгалтерского учета и аудита МФ Иброгим АХМАДХОНОВ:

 

– К 2024 году должен появиться качественно новый закон, который будет учитывать все новые требования к бухгалтерскому учету. И таких требований накопилось за последние годы немало…

 

Во-первых, в 2019 году принята новая редакция Налогового кодекса, согласно которой налогоплательщики, помимо бухгалтерского учета, ведут налоговый учет. Т.е. эти 2 вида учета – разделены. В Законе «О бухгалтерском учете» это не отражено.

 

Во-вторых, согласно №ПП-4611 от 24.02.2020 г. акционерные общества, коммерческие банки, страховые организации и юридические лица – крупные налогоплательщики начиная с 1 января 2021 года организуют ведение бухгалтерского учета, а начиная с итогов 2021 года – составляют финансовую отчетность на основе МСФО.

 

МСФО, возникшие как реакция на развитие рынков капитала во всем мире, меняют не только философию, но и  сущность работы бухгалтерии. Сегодня бухгалтерский учет – это не только идентификация, запись экономических событий, но и искусство сообщать об этих событиях заинтересованным пользователям. И Закон «О бухгалтерском учете» нужно пересмотреть с позиций МСФО, в том числе – применяемую в нем терминологию.

 

К примеру, согласно ст. 7 Закона объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, собственный капитал, резервы, доходы, расходы, прибыль, убытки и хозяйственные операции, связанные с их движением. А согласно Концептуальным основам представления финансовой отчетности (МСФО) элементами финансовой отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы и расходы. Кратко и ясно.

 

В-третьих,ПП-4611 предусматривает совершенствование НСБУ и их гармонизацию с МСФО. Министерство финансов сотрудничает в этом вопросе с Фондом МСФО и АБР. В частности, сейчас разрабатывается единый Национальный стандарт финансовой отчетности на основе МСФО для субъектов малого и среднего бизнеса.

 

В Узбекистане будет сформирована двухуровневая система стандартов финансовой отчетности. В новой редакции Закона нужно прописать, кто должен работать по МСФО, а кто – по национальному стандарту.

 

В-четвертых, в Закон нужно внести норму о публикации финансовой отчетности в открытом доступе на специально созданном для этого ресурсе. Наш бизнес не привык раскрывать данные, но с течением времени это становится необходимым. Опыт стран, внедривших такую практику, показывает, что публикация финотчетности в открытом доступе приносит  большую пользу. Предпринимателям будет проще искать надежных и платежеспособных партнеров.

 

В-пятых, изменений требует ст. 25 Закона, в ней содержатся требования сдавать квартальные отчеты. Согласно №ПП-419 от 10.11.2022 г. с 1 января 2023 года отменяется требование к субъектам бухгалтерского учета ­– ежеквартально представлять финотчетность в налоговые и статистические органы.

 

Нельзя не согласиться с мнением, что квартальные финансовые отчеты создают трудности для некоторых предпринимателей. Но есть немало хозяйствующих субъектов, которые заинтересованы в этой разновидности отчетности. К примеру, – акционерные общества. Открытость делает их более привлекательными на биржах.

 

В-шестых, внимания требуют кадровые вопросы. В действующей редакции Закона нет таких понятий, как «профессиональный бухгалтер», «сертифицированный профессиональный бухгалтер», «дипломированный профессиональный бухгалтер» и т.п. Этот пробел нужно устранить.

 

Согласно ст. 12 Закона руководитель службы бухгалтерского учета хозсубъекта (за исключением банков и иных кредитных организаций), подлежащего обязательной аудиторской проверке, должен отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы.

 

Возникает вопрос: как само по себе наличие высшего образования подтверждает квалификацию бухгалтера крупной компании? Можно ли с уверенностью сказать, что бухгалтерия крупной компании в надежных руках, если ее бухгалтер с высшим образованием?

 

В новой редакции Закона предлагается установить минимальные требования к квалификации бухгалтеров в зависимости от специфики деятельности организации, ее уровня и масштабов.

 

В-седьмых, из года в год растет количество компаний, предоставляющих аутсорсинговые услуги в сфере бухгалтерского учета. Однако в действующем законодательстве нет норм, устанавливающих требования к ним, в том числе:

  • регулирующих контроль качества таких услуг;
  • устанавливающих требования к квалификации сотрудников  и  соблюдению Кодекса этики профессиональных бухгалтеров;
  • исключающих возможность конфликта интересов.

 

В-восьмых, нужно прописать деятельность Совета по развитию методологии бухгалтерского учета. Он должен стать мостом между бухгалтерами, налоговыми консультантами, аудиторами с одной стороны и Министерством финансов, Центральным банком и другими органами госрегулирования – с другой. Методологические проблемы, в первую очередь, должны обсуждаться не в социальных сетях, а именно в Совете. И этот орган должен способствовать оперативному их решению. Чтобы это эффективно работало, механизмы взаимодействия нужно прописать в Законе.

 

Подготовил Олег ГАЕВОЙ.