Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (часть I)

03.05.2010

ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


 
Как мы уже сообщали, в рамках совместного проекта Центрального банка и Программы развития ООН в Узбекистане "Поддержка развития сектора микрофинансирования", проекта Германского общества по техническому сотрудничеству (ГТЦ) и Национальной ассоциации микрофинансовых организаций и кредитных союзов (НАМОиКС) в конце марта в столичном Бизнес-центре "Пойтахт" состоялся тематический тренинг для представителей микрофинансовых организаций по вопросам налогообложения их деятельности.
 
Реформирование налоговой сферы, разработка и принятие в 2008 году нового Налогового кодекса (НК) внесли существенные изменения в налогообложение физических и юридических лиц. Нововведения коснулись практически всех налогов, налоговых льгот, обязательных отчислений. Проведена работа по устранению неясностей и исключению неоднозначной интерпретации статей Налогового кодекса. Поэтому предметное освещение всех аспектов налогообложения динамично развивающейся сферы микрофинансирования, безусловно, сегодня весьма актуально.
 
 

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
 

Эта тема стала прелюдией к серии семинарских занятий, проведенных начальником сектора ГНУ Ташкента Зоей Тучковой. Тренер семинара проинформировала участников о том, что после принятия нового Налогового кодекса осуществлялся двухгодичный мониторинг, в процессе которого рассматривались предложения и замечания по совершенствованию документа. Итогом этой работы стало внесение поправок не в один десяток статей. Так, Закон от 30 декабря 2009 года N ЗРУ-241 внес поправки в 134 статьи НК. В частности, были внесены изменения и дополнения в глоссарий, определенный статьей 22. К примеру, "основной вид деятельности" теперь определяется как "деятельность юридического лица, по которой доля выручки в общем объеме реализации является преобладающей по итогам отчетного периода". Это дополнение важно для плательщиков единого налогового платежа в целях налогообложения прочих доходов, поскольку по ним должна применяться ставка, предусмотренная для основного вида деятельности. В случае его изменения в отчетный период, соответственно, должно меняться и налогообложение прочих доходов.
В своей презентации Зоя Тучкова кратко охарактеризовала основные элементы налогообложения (субъекты, объекты, налогооблагаемая база, ставка, налоговый период, льготы, порядок исчисления, сроки уплаты, срок исковой давности), общегосударственные и местные налоги, особые налоговые режимы (единый налоговый платеж, единый земельный налог, фиксированный налог).
 

 
ВИДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
 

При освещении этой темы семинара представителю налоговой службы было задано немало вопросов, связанных с налоговым контролем, проведением налоговых проверок. Но прежде начальник сектора Ташкентского ГНУ напомнила, что налоговый контроль, согласно статье 67 НК, включает в себя следующие компоненты: учет - налогоплательщиков, объектов налогообложения, поступлений налогов и платежей; камеральный контроль; хронометраж поступления наличной выручки; применение ККМ; маркировка подакцизных товаров; контроль за поступлением средств от имущества, обращенного в доход государства; за уполномоченными органами и налоговые проверки.
Учитывая интерес аудитории, Зоя Тучкова достаточно подробно разъяснила порядок проведения налоговых проверок, которые подразделяются на плановые, внеплановые и встречные.
 
При плановой проверке, изучая бухгалтерские, финансовые, статистические, банковские документы хозяйствующих субъектов, проверяющие осуществляют контроль за соблюдением налогового и валютного законодательства. Плановая проверка микрофинансовой организации (МФО) как микрофирмы осуществляется не чаще одного раза в 4 года. Вновь созданные МФО освобождены от нее в первые 2 года с момента их госрегистрации.
Срок проверки не должен превышать 30 календарных дней, и проводится она в указанный приказом органа государственной налоговой службы период. К примеру, план-график проверок предусматривает ее проведение с 1 по 30 апреля. Если должностное лицо начало ее позже, дней через 15, то все равно завершиться проверка должна 30 апреля.
В исключительных случаях по решению уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов срок может быть продлен. Это оформляется дополнительным приказом налогового органа, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего приказа, фамилия, имя, отчество должностных лиц, ранее привлеченных к проведению проверки.
           
 
      
Указом Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства" (от 14 июня 2005 года N УП-3619) с 1 июля 2005 года применение финансовых санкций предусмотрено в судебном порядке, за исключением начисления пени за просрочку уплаты налогов и сборов, а также случаев признания субъектом предпринимательства вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты финансовых санкций.
         
            
Внеплановая проверка осуществляется при: ликвидации юридического лица; необходимости ее проведения, вытекающей из решений Президента или правительства РУз; поступлении в налоговый орган информации о нарушении налогоплательщиком или налоговым агентом налогового законодательства. Она может проводиться и в форме краткосрочной проверки, которая не связана с контролем финансово-хозяйственной деятельности хозсубъекта и осуществляется в течение одного рабочего дня (8 часов). Продление срока краткосрочной проверки не допускается (статья 89 НК).
 
Встречная проверка заключается в сопоставлении находящихся у разных налогоплательщиков документов, связанных между собой единством операций. Она проводится у третьих лиц в случае, если при проведении плановой проверки у налогового органа возникает необходимость в дополнительной информации для определения правильности отражения в учете операций, проведенных налогоплательщиком с указанными лицами. С 2006 года эти проверки осуществляются без выезда на место.
 
Внимание! При возбуждении уголовного дела правоохранительным органам представляются документы, касающиеся только этого дела. При этом нелишне будет оставлять копии оригиналов документов и обязательно требовать копию акта об их изъятии.
 
Также Зоя Тучкова обратила внимание участников тренинга на следующие моменты. Перед началом плановой проверки, а при краткосрочной проверке, касающейся наличной выручки, - до ее завершения, должностное лицо налогового органа должно соблюсти ряд формальностей. Во-первых, оно обязано ознакомить налогоплательщика с целью проверки. Во-вторых, предъявить свое служебное удостоверение, а также специальное удостоверение о допуске к проведению проверок. В-третьих, заполнить Книгу регистрации проверок. В четвертых, обязательно вручить налогоплательщику (под расписку о получении) копию выписки из координационного плана осуществления проверок деятельности хозяйствующих субъектов или решения уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов о проведении внеплановой или встречной проверки*. А также копии приказа налогового органа о назначении соответствующей налоговой проверки и программе ее проведения.


 
ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ
 

Статья 51 Конституции установила гражданам Узбекистана обязанность уплачивать установленные законом налоги, напомнила собравшимся З.Тучкова. Контроль за ее исполнением производится путем постановки на учет в налоговых органах. В случае уклонения налогоплательщика, включая нерезидента Республики Узбекистан, от этой процедуры (за исключением налогоплательщиков, государственная регистрация которых осуществляется с одновременной постановкой их на учет в налоговых и статистических органах) применяются штрафные санкции. К примеру, если незарегистрированная деятельность осуществлялась не более 30 дней - в 50-кратном МРЗП, но не менее 10 процентов от полученной при этом чистой выручки. А если более 30 дней, то в 100-кратном размере "минималки", но не менее 50 процентов полученной налогоплательщиком чистой выручки.
Тренер перечислила правонарушения, за которые применяются денежные взыскания - штрафы и пени. Так, сокрытие выручки влечет штраф, равный сумме сокрытой (заниженной) выручки.
Отсутствие бухучета влечет наложение на юридическое лицо штрафа, составляющего 1 процент с суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) в период, за который невозможно определить сумму налогов и других обязательных платежей, но не более 50 МРЗП. Однако его уплата не освобождает от обязанности восстановить бухгалтерский учет.
Деятельность без лицензии чревата штрафом в размере чистой прибыли, полученной от ее осуществления за период работы без лицензии или иных разрешительных документов, но не менее 50 "минималок".
Работа без ККМ и расчетного терминала грозит наложением штрафа от 30 до 50 минимальных размеров заработной платы. Совершение в течение года повторного нарушения обеспечит финансовые санкции в размере от 75 до 100 МРЗП.
 
Внимание! При нарушении программы фискальной памяти ККМ, а также отказ от приема платежей по пластиковым карточкам влечет наложение штрафа в 100 минимальных размеров заработной платы. При повторении такой ситуации в течение года сумма штрафа удваивается.
 
Тренер также обратила внимание слушателей на то, что нарушение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей влечет начисление пени в размере 0,05 процента за каждый день просрочки. При этом взыскание пени не освобождает налогоплательщика от исполнения налоговых обязательств.
Чтобы лучше усвоить материал, участники под руководством тренера проанализировали финансовую и налоговую отчетность, стараясь обнаружить в ней ошибки и нарушения налогового законодательства. На проведенном при презентации практикуме их ознакомили с порядком оформления исковых заявлений налоговых органов в суды и особенностями хозяйственного и гражданского судопроизводства.
 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,
корр. "НТВ".

 

Продолжение следует.
 
-----------------------------------------------------------
*) За исключением случая ликвидации юридического лица.
 
 

Публикация осуществлена в рамках совместного Проекта ЦБ
и ПРООН "Поддержка развития сектора микрофинансирования"
 

Опубликовано в газете "НТВ " N 15-16 (819-820) от 15 апреля 2010 года. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах