Как известно, с 1 января 2010 года в соответствии с постановлением Президента от 22 декабря 2009 года N ПП-1245 был введен порядок уплаты авансовых платежей по ЕНП предприятиями оптовой торговли в размере 5% от суммы выручки, поступающей от каждой проведенной торговой операции. При этом, согласно Положению о порядке уплаты единого налогового платежа предприятиями оптовой торговли с учетом авансовых платежей (далее - Положение N 2065), банки автоматически "снимали" в бюджет авансовые платежи не только с каждой торговой операции, а со всех поступивших на расчетный счет денежных средств, в том числе с прочих доходов, с вкладов в уставный капитал и других поступлений.
Постановлением Министерства финансов, Государственного налогового комитета и правления Центрального банка (зарегистрировано МЮ 29 июля 2011 года N 2065-1) в Положение N 2065 внесены изменения, которые вступают в силу с 8 августа 2011 года.
Согласно им, банки не должны будут удерживать авансовые платежи:
- со средств, поступающих из бюджета и государственных целевых фондов в виде возврата ранее уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей;
- с инкассированной выручки от розничной торговли;
- с целевых средств, поступающих на основании решения Президента или Кабинета Министров Республики Узбекистан;
- с возврата ранее размещенных депозитов;
- со средств, поступающих с основного депозитного счета на вторичные депозитные счета до востребования, со вторичных депозитных счетов на основной депозитный счет до востребования или с одного вторичного депозитного счета на другой вторичный депозитный счет до востребования одного юридического лица;
- с возврата несконвертированных средств, ранее направленных на конвертацию;
- со средств, поступающих в виде вкладов в уставный фонд (уставный капитал);
- с процентов и дивидендов;
- с грантов;
- с возврата ошибочно перечисленных средств.
Для применения приведенной нормы коммерческие банки должны иметь основание не удерживать авансовые платежи с поступающих сумм. То есть организации, перечисляющие денежные средства своим контрагентам - предприятиям оптовой торговли, должны в деталях платежа платежного документа подробно указывать основание платежа. Банк-отправитель присвоит перечисляемой сумме соответствующий код и переведет ее в банк-получатель, который по присвоенному коду удержит или не удержит авансовые платежи по ЕНП с поступивших денежных средств.
Денежные средства, поступившие на целевые банковские счета после окончания операционного дня, подлежат распределению (в бюджет, на основные и вторичные депозитные счета до востребования) не позднее следующего операционного дня.
Кроме того, расширен перечень предприятий, на которых порядок уплаты авансовых платежей не распространяется. Помимо оптовых аптечных организаций, специализированных оптовых баз-контор и их территориальных баз, входящих в систему Ассоциации предприятий оптовой торговли, в него включены предприятия, для которых в соответствии с отдельными нормативно-правовыми актами установлен иной порядок распределения денежных средств, поступающих на банковские счета.
Положение N 2065 дополнено пунктом об ответственности. Она возложена на:
- налоговые органы - за правильность и своевременность направления уведомлений в коммерческие банки;
- коммерческие банки - за правильность и своевременность перечисления авансовых платежей по единому налоговому платежу.
Комментарий подготовлен
Камилой КАРИМОВОЙ,
специалистом "Norma Ekspert".
НТВ, N32 от 4 августа 2011 года