Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Бўнак қисмларга бўлиб тўланса, импорт товарни қандай курсда кирим қилиш керакЎзбекистонда хорижий компанияларнинг ваколатхоналарини тугатиш нима учун мураккаблашмоқда 2025 йил апрель учун совуқ сув бўйича ҳисобот қандай топшириладиИмпорт қилинган дори воситаларининг харид қийматини аниқлаш учун қайси БЮДни ҳисобга олиш керак Маркетплейсда ҳисобни қандай юритиш керак Апостиль қачон қўйилади

Практические меры по защите коммерческой тайны

16.11.2016

 

В прошлых публикациях уже рассмотрены правовые меры обеспечения режима коммерческой тайны. Здесь продолжаем разбираться с остальными обязательными мерами, которые в совокупности с правовыми мерами составляют единый режим коммерческой тайны.

 

О понятии режима коммерческой тайны и правовых мерах можно прочесть здесь.

 

Организационные меры 

 

1) нанесение на материальные носители коммерческой тайны или включение в состав реквизитов документов, ее содержащих, грифа «коммерческая тайна» с указанием ее собственника (ч. 1 ст. 10 Закона "О коммерческой тайне", далее - Закон).

 

Это требование Закона распространяется на все носители информации, отнесенной к коммерческой тайне. Что касается бумажных документов, флеш, дисков, макетов, образцов, и др. физических вещей, то маркировка грифом понятна и применима (хотя технически сложно сделать такую надпись на маленьком флеш-устройстве). А в отношении информации, хранящейся исключительно в электронном виде, Закон предусмотрел требование включения такого грифа в состав реквизитов документов. Т.е. при открытии электронного файла, любой человек может сразу на первой странице прочесть о том, что информация относится к коммерческой тайне. Необходимо также указывать собственника информации, т.е. наименование организации и ее правовую форму (или данные индивидуального предпринимателя).

 

Это обязательные к выполнению требования Закона. Но собственник (или конфидент) может принять и иные меры по защите коммерческой тайны, не противоречащие законодательству (ч. 2 ст. 10 Закона). Например, можно ставить указанный гриф на каждой странице документа, как в электронном виде, так и в бумажном. Можно в самом названии электронного файла указывать «Коммерческая тайна. Не открывать». Помимо указания собственника информации, вписывать и его адрес, телефон.

 

Здесь важно отметить: несмотря на то, что установление режима коммерческой тайны может быть возложено на договорной основе на конфидента, собственник коммерческой тайны самостоятельно определяет введение и снятие грифа «коммерческая тайна», условия приобретения, использования и разглашения коммерческой тайны, способы ее защиты, выбор средств передачи коммерческой тайны (ч. 1 ст. 8 Закона).

 

2) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны (ч. 1 ст. 11 Закона)

 

Это предоставление сейфов, закрытых помещений для хранения информации, выделение отдельного рабочего кабинета, отдельного компьютера, обеспечение охраной и т.п.

 

Помимо этих вышеуказанных требований Закона, важны и другие организационные меры.

 

3) Необходимо определить, кто будет обеспечивать выполнение организационных мер по защите информации: сам собственник (конфидент) или назначенное ответственное лицо (созданное подразделение, специальная служба за обеспечением сохранности коммерческой тайны). В случае создания службы необходимо также разработать соответствующий локальный акт (положение, инструкцию, правила), назначения ответственного лица – разработать специальную должностную инструкцию, т.е. принять дополнительные правовые меры.

 

4) Организовать работу с сотрудниками, которая предусматривает подбор и расстановку персонала, допущенного к коммерческой тайне, обучение правилам работы с такой информацией, ознакомление с мерами ответственности за нарушение правил защиты информации и др.

 

Технические меры

 

В данном случае требование Закона – чтобы технические меры были приняты. Их выбор целиком возлагается на собственника коммерческой тайны. Поэтому предстоит самостоятельно определить, как будет обеспечиваться защита информации.

 

К техническим мерам можно отнести:

 

1) применение технических средств для предотвращения несанкционированного доступа к электронным и другим носителям информации (сигнализирующие устройства, видеокамеры, средства идентификации и др.);

 

2) приобретение и установка специализированной аппаратуры и программных продуктов для защиты информации отдельных компьютеров или компьютерных систем от несанкционированного доступа;

 

3) максимальное использование паролей в работе с информацией, обучение сотрудников использованию технических средств и программ;

 

4) внедрение пропускных, разрешительных систем доступа сотрудников на территорию, в помещение собственника, к документам и сведениям, составляющим коммерческую тайну;

 

5) проведение регулярных оперативных мероприятий по технической защите и выявление возможных источников утечки информации.

 

Выделяют следующие источники:

 

  • документы – самая распространенная форма накопления, хранения и обмена информации. Нередко документ является единственным источником информации (договор, расписка, чертеж), потеря которого может нанести значительный ущерб;
  • люди – наиболее уязвимый источник конфиденциальной информации. Чаще всего важная информация попросту «выбалтывается» в непринужденной дружеской беседе или же продается конкурентам. Причем это в равной степени касается как рабочего персонала, так и партнеров, и клиентов. В последнее время актуальным становится вопрос разглашения информации через социальные сети;
  • производимая продукция (услуга) – их характеристики представляют интерес для конкурентов. Особое внимание привлекает новая, находящаяся в подготовке к производству продукция (каждый этап создания, испытания и дальнейшей эксплуатации продукции сопровождается специфической информацией);
  • технические носители и различное оборудование – наиболее широкий и емкий источник: факсы, телефоны, системы связи, видеонаблюдения и т. д.;
  • публикации, реклама – большую часть информации можно найти в открытых источниках, проделав аналитическую работу;
  • прочие источники, например, отходы – исследуя отходы производства (мусор), можно сделать вывод об используемых материалах, их составе, особенностях производства и технологии.

 

Психологические меры

 

Законом они не требуются, однако, это немаловажный аспект в работе любого устойчивого бизнеса. Поэтому собственник, действительно заинтересованный в сохранности своей коммерческой тайны, не станет пренебрегать мерами психологического характера.

 

В первую очередь, это:

  • проведение разъяснительной работы с работниками (а также с партнерами и клиентами);
  • создание благоприятной атмосферы в коллективе;
  • проведение регулярных (гласных и негласных) проверок с выявлением неблагонадежных лиц.

 

Правовые меры включают ознакомление работников под роспись с соответствующими приказами, положениями, инструкциями. До них должен быть доведен перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, включены нужные пункты в трудовые и гражданско-правовые договора. Каждого работника необходимо предупредить об ответственности за разглашение доверенной ему информации.

 

Но необходимо проводить и разъяснительную работу. Важно, чтобы работники ни при каких обстоятельствах, без ведома и разрешения руководителя не общались с посторонними лицами на предмет информации, отнесенной к коммерческой тайне. Например, с непосвященными коллегами, клиентами, а также с работниками госорганов. Ответом на все вопросы должна быть фраза примерно такого содержания: «К сожалению, я не могу ответить на Ваши вопросы, поскольку мной подписано обязательство о неразглашении коммерческой тайны. Будьте любезны задать все вопросы руководству». Работник не должен давать и тем более писать никаких пояснений по требованию посторонних лиц. Эта цель достижима в совокупности правовых и психологических мер.

 

Зумрад НИЯЗМЕТОВА,

адвокат.

 

Публикации по теме:

 

Чем дорожат, то и охраняют: режим коммерческой тайны

 

Как защитить коммерческую тайну?

 

Коммерческая тайна и госорганы

 


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_