Постановлением правления Центрального банка (зарегистрировано МЮ 15.05.2012 г. N 2364) утверждено (на государственном языке) Положение о порядке предоставления коммерческими банками банковских гарантий.
Согласно Положению банкам, которые не соблюдают банковского законодательства и экономических норм, установленных Центробанком, а также имеющим в кредитном портфеле проблемные активы и просроченные - в размере 6% и более, запрещается выдавать гарантии.
Банковской гарантией является письменное обязательство банка уплатить кредитору своего клиента денежную сумму по представлению клиентом письменного требования о ее уплате. |
Совокупность сумм банковской гарантии и выплаченных кредитору клиента коммерческого банка (гаранта) не должна превышать 25% капитала банка первого уровня.
Получить гарантию банка клиент может при соответствии следующим требованиям:
ведение деятельности без убытков и отсутствие неликвидного баланса;
отсутствие просроченной кредиторской задолженности;
наличие положительного аудиторского заключения по результатам последних 3 финансовых лет;
наличие положительной кредитной истории.
Вопрос о выдаче гарантии рассматривается Кредитным комитетом головного банка и гарантия подписывается председателем правления банка. При этом филиалы не имеют права на выдачу гарантий.
Документом установлен перечень документов, необходимых для получения гарантии и представляемых клиентом банку.
Срок рассмотрения заявки на гарантию не должен превышать 20 банковских дней.
Уведомление о результатах принятого решения отправляется клиенту не позднее 3 банковских дней после его принятия.
В случае принятия положительного решения между банком и клиентом заключается договор гарантии, который оформляется на основании протокола Кредитного комитета головного банка и вступает в силу со дня его подписания.
По выданным гарантиям банки должны формировать резервы на возможные потери в зависимости от класса кредитоспособности клиентов в следующих размерах:
по классу «стандартный» - 10% от суммы гарантии;
по классу «субстандартный» - 25% от суммы гарантии;
по классу «низкий» - 50% от суммы гарантии;
по классу «плохой» - в размере 100% от суммы гарантии.
По классу «хороший» резерв для возмещения возможных потерь может не формироваться.
Классификация кредитоспособности клиентов по указанным категориям осуществляется банками не менее одного раза в месяц.