От обращений физических и юридических лиц в госорганы и должностным лицам зависит обеспечение их законных прав и интересов. В последнее время обращающиеся, в особенности представители бизнес сообщества, при выражении своего волеизъявления стали активно использовать виртуальные инструменты – через ЕПИГУ, сайты и электронные почты органов госвласти и управления.
Для полной реализации правоприменения в этой важной для демократического государства сфере Национальным Центром по правам человека и Центром изучения правовых проблем издан Комментарий к Закону "Об обращениях физических и юридических лиц", основанный на анализе национального законодательства, а также на зарубежном и международном опыте обеспечения права на обращение.
В Основном Законе Узбекистана1 это право, являющееся одним из важных политических свобод, гарантировано и позволяет каждому гражданину или группе лиц в полной мере влиять и участвовать управлении государством.
Авторы при подготовке комментария изучили нормативные положения, касающиеся реализации права на обращение в пяти кодексах Узбекистана, а также в ряде законов и подзаконных актах.
В Комментарии понятным языком рассказывается о формах и видах обращений, требованиях к ним, делопроизводстве и порядке их рассмотрения. Подробно описаны гарантии прав физических и юридических лиц, обязанности госорганов по рассмотрению обращений, ответственности должностных лиц за нарушение законодательства в этой сфере. В доступной форме рассмотрены вопросы разрешения споров, возмещения материального ущерба и морального вреда обращающимся, защиты их личных данных, а также компенсации расходов по обращениям, содержащих заведомо ложные сведения.
Авторы издания надеются, что Комментарий, размещенный на сайте Центра изучения правовых проблем в открытом доступе и выпущенный на государственном и русском языках, тиражом 1000 экземпляров, а также на каракалпакском языке тиражом 300 экземпляров, станет действенным руководством к каждодневной работе с обращениями, позволит повысить правовую культуру как должностных лиц, так и юридическую информированность широких слоев населения Узбекистана.
Шамиль АСЬЯНОВ, директор Центра изучения правовых проблем
доктор юридических наук, профессор, общественный эксперт "Norma".
Скачать Комментарий на узбекском и русском языках можно здесь, на каракалпакском - здесь.
Публикации по теме:
Как правильно работать с обращениями граждан
Наши партнеры. Открытая информация госорганов: как Закон обеспечивает ее предоставление
Издание в поддержку гражданского общества
Ответы по теме из Справочной службы «Мы отвечаем!»:
Куда можно обратиться с жалобой на действия работников органов налоговой службы ?
Ограничены ли сроки рассмотрения дел в гражданских судах?
1Конституция Республики Узбекистан, статья 35: «Каждый имеет право, как отдельно, так и сообща с другими лицами, обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в компетентные государственные органы, учреждения или к народным представителям.
Заявления, предложения и жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.»