На СОВАЗ обсуждаются поправки в Таможенный и Налоговый кодексы в соответствии с последними указами и постановлениями Президента, а также протоколом видеоконференции от 4 марта 2022 года. Суть вносимых изменений пояснили заместитель директора департамента МФ Умид ХАМРОЕВ и эксперт «Нормы» Жорилла АБДУЛЛАЕВ:
1. Изменения и дополнения в Таможенный кодекс
1) Согласно действующей редакции ст. 289 ТамК ставки таможенных пошлин и налогов устанавливаются Президентом Республики Узбекистан.
Предлагается убрать из этой нормы упоминание налогов, так как ставки НДС и акцизного налога при перемещении товаров через таможенную границу уже установлены в НК.
2) В соответствии со ст. 296 ТамК юридическим и физическим лицам могут предоставляться тарифные льготы, льготы по уплате НДС, акцизного налога и таможенных сборов в соответствии с ТамК, иными законами, а также решениями Президента.
Теперь льготы по таможенным платежам (за исключением таможенных сборов) будут предоставляться только ТамК, НК и другими законодательными актами.
3) Согласно ст. 297 ТамК льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины предоставляется в отношении товаров, приобретаемых юридическими лицами в рамках проектов, реализуемых в Узбекистане полностью или частично за счет средств (займов, кредитов) международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций, по международным договорам Республики Узбекистан.
В статью вносится ограничение: данная льгота не будет распространяться на товары, приобретаемые за счет средств (займов, кредитов) международных финансовых организаций и иностранных государственных финансовых организаций, рефинансируемых или рекредитуемых через коммерческие банки Узбекистана.
2. Изменения и дополнения в Налоговый кодекс
1) Согласно ст. 369 НК не включаются в состав совокупного дохода по НДФЛ доходы, полученные в результате трудовой деятельности самозанятых лиц.
В целях обеспечения трудоустройства студентов в данный пункт внесены уточнения. Они предусматривают, что к доходам, полученным в результате трудовой деятельности самозанятых лиц, относятся и доходы от предоставления созданных при выcших учебных заведениях платных спортивных секций, учебных курсов и иных образовательных услуг.
2) В ст. 382 НК: в целях улучшения деловой среды и создания условий для устойчивого экономического роста за счет развития частного сектора уменьшается ставка НДФЛ – с 20% до 12% – по доходам (по трудовым договорам (контрактам), договорам ГПХ и другим доходам) физлиц – нерезидентов Узбекистана, полученным от источников в Узбекистане.
3) В ст. 389 НК вносятся изменения, предусматривающие, что все налоговые агенты – юридические лица Узбекистана, в том числе – имеющие филиалы и (или) обособленные подразделения с численностью работников более 25 человек, представляют налоговую отчетность по НДФЛ в отношении работников этих филиалов и (или) обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких филиалов и (или) обособленных подразделений.
Раньше данное положение не распространялось на крупных налогоплательщиков, которые сдавали указанную отчетность в Межрегиональную инспекцию по крупным налогоплательщикам.
4) Ст. 412 НК: при расчете облагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц налогоплательщик вправе произвести независимую оценку стоимости объектов недвижимого имущества, если стоимость 1 кв. м объекта ниже установленной минимальной стоимости. При этом результаты независимой оценки признаются в качестве налоговой базы.
В данном пункте уточняется, что признаются в качестве налоговой базы также результаты оценки, произведенной в последние 2 года.
5) В ст. 483 НК в соответствии с указами Президента добавляются новые временные налоговые льготы:
- в целях снижения стоимости завозимых принадлежностей и материалов для медицинских нужд в период с 1 апреля 2022 года по 1 января 2025 года от НДС освобождается ввоз запасных частей и комплектующих к медицинской технике, расходных материалов медицинского назначения по перечням, формируемым в установленном порядке;
- в целях поддержки женского труда в период с 1 сентября 2022 года по 1 января 2025 года хозсубъекты уплачивают социальный налог (от фонда оплаты труда работающих женщин) по ставке 1% при выполнении следующих условий:
– район деятельности включен в реестр трудоизбыточных сельских районов;
– общая численность работников – не менее 10 человек;
– фонд оплаты труда работающих женщин – не менее 50% общего фонда оплаты труда;
– хозсубъект относится к категории малого бизнеса.
Внимание! Вы можете принять участие в обсуждении законопроекта до 2 июня 2022 года.