Законопроект размещен на портале СОВАЗ. В данной редакции сократили виды субъектов, которые могут стать частными партнерами, увеличили сроки сотрудничества, установили критерии ГЧП и этапы реализации проектов.
В июне 2017 года обсуждалась первоначальная версия законопроекта. В сентябре того же года планировалось внести его в Законодательную палату. Однако на данный момент закон не принят, более того, представлена новая редакция законопроекта. Ниже представим основные отличия обновленного варианта проекта от предыдущего.
Во-первых, скорректировано само понятие «государственно-частное партнерство» (далее – ГЧП). В новой редакции оно означает проект по взаимовыгодному долгосрочному сотрудничеству государственного и частного партнеров, а также разделение или распределение рисков и обязанностей на основе соглашения о ГЧП.
Во-вторых, конкретизирован перечень структур, являющихся государственными партнерами. Это:
- министерства;
- государственные агентства;
- государственные предприятия (в которых государство обладает контрольным пакетом);
- комитеты, созданные Президентом;
- любой из 12-ти областных хокимиятов, хокимият г. Ташкента, Совмин Каракалпакстана.
Также уточнено, что государственный партнер может включать одно или несколько из вышеуказанных лиц.
В-третьих, сократили число субъектов, которые могут стать частными партнерами. По новой версии такое право имеют юридические лица, зарегистрированные в Узбекистане, и физические лица (очевидно имеются в виду и иностранные, ред.), с которыми госпартнер заключил соглашение о ГЧП.
Ранее входившие в этот перечень иностранные юридические лица и международные организации исключены.
В-четвертых, определены критерии, которым должно отвечать ГЧП:
- быть долгосрочным;
- относиться к проектированию, созданию, реконструкции, развитию, управлению и (или) поддержанию общественной инфраструктуры и (или) оказанию госуслуг;
- включать участие частного сектора;
- проводить разделение рисков и ответственности между государственным и частными партнерами.
В-пятых, ГЧП предусматривает исключительно долгосрочное сотрудничество, с минимальным сроком соглашения – 5 лет. В предыдущей редакции законопроекта допускалось и среднесрочное партнерство от 3-х лет. Также увеличен максимальный срок соглашения о ГЧП. Теперь он составляет 35 лет (изначально – 30 лет), с возможностью установления законодательством более длительного периода для конкретного проекта.
В-шестых, скорректированы сферы деятельности, в которых применяется ГЧП. Новой версией проекта к ним отнесены:
- сбор, обработка, удаление, утилизация отходов;
- образование;
- деятельность в области здравоохранения;
- туризм, культура и спорт;
- строительство дорог и шоссе;
- общественный транспорт;
- железнодорожный транспорт;
- воздушный транспорт;
- электроэнергетика;
- возобновляемые источники энергии;
- логистические парки;
- индустриальные парки;
- водоснабжение;
- сельское хозяйство;
- канализационная система;
- информационные системы;
- любые другие секторы и подсекторы до тех пор, пока они не будут исключены законом, но только с предварительного одобрения ответственного госоргана или хокимията.
В-седьмых, изменилась и процедура осуществления ГЧП. Определены конкретные этапы реализации проектов от их определения до заключения соглашения. Одобрять определение проекта, инициированного государством, будет Агентство по развитию государственно-частного партнерства. А специальная комиссия по ГЧП, с учетом рекомендации Агентства, примет решение об одобрении или отклонении самого проекта. Причем Агентство может рекомендовать Комиссии проект только в том случае, если Минфин подтвердит, что любые платежи из госбюджета, которые предположительно должен сделать госпартнер, являются приемлемыми.
Частный инициатор может сам подать предложение о ГЧП в соответствующий компетентный орган. Рассмотрение заявки займет до 30-ти дней.
Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.
Ленара Хикматова.