На портале СОВАЗ размещен проект Положения о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан.
Это новая редакция документа, принятого в 2000 году. Мы провели сравнительный анализ двух версий: действующей и предлагаемой. Результаты представляем вашему вниманию.
Во-первых, проект конкретизирует содержание заявления, подаваемого инофирмой в Госкоминвестиций для аккредитации. А именно дается перечень сведений о ее деятельности, который нужно отразить в заявлении:
- полное наименование и страна происхождения;
- история об организации: информация об основании или первичной государственной регистрации, этапы развития, дата, место и номер последней госрегистрации;
- организационно-правовая форма;
- форма собственности (частная, публичная или другая);
- почтовый адрес головного офиса;
- сведения о размере уставного фонда;
- сведения об обслуживающем банке;
- телефон, телефакс, электронный адрес;
- сведения о руководстве инофирмы: Ф.И.О., год рождения, гражданство, должность, краткая биография и т.п.;
- общее число занятых (персонал);
- предмет/виды деятельности;
- объем продаж/оборот/товарооборот (экспорт и импорт) за последний финансовый год;
- процентные доли видов деятельности в обороте;
- номенклатура производимой продукции, реализуемых товаров, оказываемых услуг;
- сведения о владельцах (руководителях, учредителях, акционерах и т.п.);
- основные подразделения: дочерние предприятия, филиалы, представительства их адреса и деятельность;
- сведения о торговых марках, владении недвижимостью, наличии производственных мощностей и транспортных средств.
Кроме того, увеличится количество прилагаемых к заявлению документов. Предлагается добавить гарантийное письмо собственника нежилого помещения (юридическое или физическое лицо Узбекистана), подтверждающее готовность предоставить в аренду или реализовать его представительству (по всей видимости, речь идет о заключении договора с иностранным юрлицом, поскольку представительство юридическим лицом не является). В письме придется указать условия и срок аренды или реализации. Гарантийное письмо может дать и наниматель, однако оно должно быть согласовано с собственником.
Во-вторых, меняются установленные документом сроки.
Рассмотрение заявления на аккредитацию или продление срока аккредитации и принятие соответствующего решения ускорят до 5-ти рабочих дней (сейчас – 10 рабочих дней). О принятом решении заявителю сообщат письменно в течение 5-ти рабочих дней (сейчас – 3 дня) с момента его принятия. А сертификат об аккредитации (при положительном решении) выдадут в течение 1-го рабочего дня (сейчас – 5 дней) с момента внесения платы.
Напомним, плата составляет 1 200 долл. США, взимается в СКВ. В Программу мер по повышению инвестиционной привлекательности страны заложено ее трехкратное снижение, однако рассматриваемый проект подобных изменений не содержит.
! Разрешение на открытие представительства будут выдавать на срок от 1-го года до 5-ти лет (сейчас – от 1-го до 3-х лет). Далее аккредитацию можно продлевать на аналогичный срок, обращаясь в Госкоминвестиций за месяц до истечения срока аккредитации (сейчас конкретный срок обращения не указан).
В-третьих, планируется расширить перечень оснований к отказу в аккредитации. Сюда включат:
- наличие у аккредитующего органа информации о нарушениях инофирмой или представительством узбекского законодательства;
- причастность инофирмы или представительства к деятельности террористических, экстремистских и других запрещенных организаций;
- обеспечение интересов государственной безопасности Узбекистана или охраны общественного порядка.
В-четвертых, предложено установить предел по количеству работающих в представительстве иностранцев – не более 5-ти человек. Им требуется личная аккредитация. Срок выдачи аккредитационной карточки хотят сократить вдвое: с 10-ти до 5-ти рабочих дней. Пакет представляемых для этого документов и общий порядок аккредитации специалистов остается без изменений.
Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.
Олег Заманов.