Международное рейтинговое агентство S&P повысило прогноз суверенного кредитного рейтинга Узбекистана с «негативного» на «стабильный». Об этом сообщила пресс-служба Минфина.
Напомним, что Рейтинговое агентство S&P впервые присвоило Узбекистану суверенный кредитный рейтинг 21 декабря 2018 года. С июня 2020 года рейтинговое агентством S&P были понижены кредитные рейтинги 21 страны и изменены на «негативный» прогнозные показатели 13 стран, включая Узбекистан.
Такое решение объяснялось относительно высоким ростом внешнего долга страны за последние два года. В то же время сообщалось, что кредитный рейтинг Узбекистана может снизиться в случае если в течение следующих 12 месяцев не стабилизируется рост внешнего долга.
Как отмечается в отчете S&P, в 2020 году Узбекистан был одной из немногих стран в мире, достигших экономического роста (1,6%). По данным агентства, его основными факторами стали функционирование сельскохозяйственного и промышленного секторов, несмотря на ограничения, связанные с COVID-19, реализация крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов и меры правительства по стимулированию экономики.
Согласно прогнозам агентства, в 2021 году экономика Узбекистана вырастет на 4,8%, а основным драйвером роста будет сектор услуг.
Кроме того, рост внешнего долга замедлился, а краткосрочные фискальные и внешние риски снизились. В частности, агентством положительно оценено установление годового лимита государственного внешнего долга ($5 млрд) и максимального размера государственного долга (60% ВВП) в Законе «О государственном бюджете», а также более «требовательные» правила отбора проектов, финансируемых за счет средств государственного долга.
Фискальная позиция Узбекистана в 2020–2021 годах улучшилась относительно ожиданий S&P. Отмечается, что высокая цена на золото в 2020 году привела к более низкому, чем ожидалось, общему бюджетному дефициту в поддержку государственных доходов и внешнего баланса (к концу 2020 года общий бюджетный дефицит составлял 4,5%).
В результате была сэкономлена часть средств, привлеченных для поддержки бюджета, а объем госактивов был увеличен. Это, в свою очередь, способствовало стабилизации отношения чистого госдолга к ВВП.
Что касается внешнего баланса Узбекистана, то его показатели в 2020 году оказались лучше, чем ожидалось. По данным агентства, на конец 2020 года ликвидные активы государственного и финансового секторов превышали общую сумму внешнего долга.
Лола Абдуазимова.