Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Бўнак қисмларга бўлиб тўланса, импорт товарни қандай курсда кирим қилиш керакЎзбекистонда хорижий компанияларнинг ваколатхоналарини тугатиш нима учун мураккаблашмоқда 2025 йил апрель учун совуқ сув бўйича ҳисобот қандай топшириладиИмпорт қилинган дори воситаларининг харид қийматини аниқлаш учун қайси БЮДни ҳисобга олиш керак Маркетплейсда ҳисобни қандай юритиш керак Апостиль қачон қўйилади
  • www.norma.uz
  • Разное
  • О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью

О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью

01.12.2017


УКАЗ

Президента Республики Узбекистан

 

1.12.2017 г.

№ УП–5270

 

О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью

 

Комиссией по подготовке предложений, направленных на кардинальное совершенствование системы государственной поддержки лиц с инвалидностью, образованной распоряжением Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2017 года № Р–5006, проведено комплексное и глубокое изучение состояния дел в сфере раннего выявления и предупреждения инвалидности, медико-социальной помощи лицам с инвалидностью, их профессионального обучения и трудоустройства.

 

В ходе данной работы высокую активность и чувство сопричастности проявили широкие слои населения, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества, а также представительства международных и зарубежных организаций.

 

Проведенное комплексное изучение, итоги открытого и прямого диалога с населением позволили выявить ряд системных недостатков и проблем, требующих скорейшего принятия действенных мер по их устранению.

 

Совместными усилиями выработаны конкретные предложения по дальнейшему улучшению качества и уровня жизни лиц с инвалидностью, оказанию им медико-социальной помощи, содействия в реализации прав, свобод и законных интересов, формировании активной позиции в обществе.

 

В целях эффективной реализации данных предложений, а также в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:

 

1. Принять, с учетом итогов открытого и прямого диалога с населением и мнения заинтересованных министерств и ведомств, предложения о:

разработке проекта Закона Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью»;

осуществлении практических мер по подготовке к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов.

 

2. Считать основными направлениями дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки лиц с инвалидностью:

 

недопущение дискриминации по признаку инвалидности, обеспечение равных условий для реализации прав, свобод и законных интересов лиц с инвалидностью и неотвратимости ответственности за их нарушение;

 

имплементацию в национальное законодательство общепризнанных международных норм и стандартов в области обеспечения прав лиц с инвалидностью;

 

внедрение прозрачных, современных методов и критериев врачебно-трудовой экспертизы и установления инвалидности, повышение уровня и качества медико-социальной помощи лицам с инвалидностью, в том числе путем расширения доступа к высокотехнологичной специализированной медицинской и социальной помощи с применением современных методов диагностики, лечения и реабилитации;

 

создание эффективных механизмов своевременного учета лиц с инвалидностью, внедрение единой комплексной системы их сопровождения и поддержки с момента проявления признаков инвалидности, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих осуществлять действенный мониторинг социального положения лиц с инвалидностью, всестороннюю оценку их жизненных условий, разработку и реализацию индивидуальных программ развития, а также своевременно оказывать необходимую медико-социальную помощь;

 

повышение уровня и качества медицинской помощи, эффективности скрининговых обследований по раннему выявлению заболеваний и расширению профилактических мероприятий, предусматривающих также раннее выявление и предупреждение причин и условий роста врожденных аномалий и наследственных заболеваний;

 

усиление адресной социальной защиты лиц с инвалидностью, расширение оказываемых им медико-социальных услуг и материальной помощи, направленных на улучшение жилищно-бытовых и других условий проживания, повышение эффективности мер по их медико-социальной реабилитации, в том числе обеспечению качественными вспомогательными и техническими средствами реабилитации;

 

создание необходимых условий для усиления взаимосвязи лиц с инвалидностью с семьей, обществом и государством, их пребывания в благоприятной среде, беспрепятственного доступа к городскому пассажирскому транспорту, объектам социальной и другой инфраструктуры;

 

совершенствование системы инклюзивного образования и трудоустройства лиц с инвалидностью, обеспечивающей их вовлечение и активное участие в социально-экономической жизни общества;

 

обеспечение открытости и прозрачности деятельности уполномоченных государственных органов, упрощение прохождения процедур в сфере установления инвалидности и оказания медико-социальной помощи, развитие государственно-частного и социального партнерства в сфере оказания медико-социальных услуг и социальной реабилитации лиц с инвалидностью;

 

укрепление материально-технической базы медико-социальных учреждений, развитие системы оказания медико-социальной помощи в домах-интернатах «Мурувват» и «Саховат», направленных на улучшение качества жизни опекаемых, повышение эффективности их реабилитации и социализации;

 

модернизацию, техническое и технологическое обновление предприятий по производству протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, в том числе с привлечением иностранных инвестиций и кредитов, внедрение современных стандартов их изготовления;

 

совершенствование системы подготовки высококвалифицированных специалистов на основе передовых достижений современной медицины и науки, стандартов качества диагностики, лечения и реабилитации, улучшение мер оздоровительного характера, пропаганды культуры ведения здорового и активного образа жизни;

 

активизацию научных исследований в сфере государственной поддержки лиц с инвалидностью, в том числе направленных на применение эффективных критериев установления инвалидности.

 

3. Утвердить Программу комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью и усилению гарантий защиты их прав и свобод (далее – Программа) согласно приложению.

 

4. Кабинету Министров Республики Узбекистан принять меры по обеспечению:

 

создания в областных, районных центрах специальных курсов по обучению языку жестов и азбуки Брайля на базе общеобразовательных школ с привлечением специалистов в этой сфере в целях повышения грамотности лиц с инвалидностью, в том числе взрослых;

 

расширения возможностей применения языка жестов и азбуки Брайля, в том числе предусматривающее стимулирование публикаций соответствующих материалов, создание аудио книг и внедрение их в значимых сферах;

 

создания специальных программ на государственном языке для различного программного обеспечения, в том числе компьютерных операционных систем, с целью воспроизведения голосов для лиц с нарушениями органов зрения, их дальнейшего свободного распространения, установки в образовательных учреждениях и других организациях, где учатся и работают данные лица, а также нахождения потенциальных спонсоров для создания такой программы;

 

внедрения на официальных веб-сайтах государственных органов и организаций дополнительных возможностей для лиц с инвалидностью, связанных с доступным ознакомлением размещенной на них информацией и пользованием услуг;

 

принятия мер по повышению на местах эффективности социальной защиты и интеграции лиц с инвалидностью, направленных на поэтапное обеспечение доступности, в том числе оснащения общественного транспорта специальными средствами для создания удобств лицам с инвалидностью, включая пандусы, отдельные места, озвучивание остановок и маршрута, электронное информационное табло.

 

5. Установить, что с 1 марта 2018 года запрещается приобретение городских пассажирских транспортных средств, не приспособленных для лиц с инвалидностью.

 

Министерству внутренних дел, Министерству здравоохранения, Узбекскому агентству автомобильного и речного транспорта совместно с АО «Узавтосаноат» и ОСО «Ватанпарвар» в двухмесячный срок внести предложения по:

 

организации подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств – лиц с инвалидностью;

 

обеспечению переоснащения специальным оборудованием легковых автомобилей отечественного производства, приспособленных для эксплуатации лицами с инвалидностью.

 

6. Ввести, начиная с 2018/2019 учебного года, порядок, в соответствии с которым для лиц с инвалидностью дополнительно выделяется двухпроцентная квота приема в высшие образовательные учреждения от общего количества приема абитуриентов.

 

Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством экономики и другими заинтересованными ведомствами до 1 апреля 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект положения о порядке приема в высшие образовательные учреждения лиц с инвалидностью на квотированной основе.

 

7. Установить с 1 января 2018 года ставку фиксированного налога независимо от вида деятельности и места его осуществления для индивидуальных предпринимателей, являющихся лицами с инвалидностью I и II группы, в размере 50 процентов минимальной заработной платы в месяц, а за каждого нанятого индивидуальным предпринимателем работника из числа лиц с инвалидностью I и II группы – в размере 15 процентов минимальной заработной платы в месяц.

 

8. Кабинету Министров, в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, обеспечить пересмотр деятельности Министерства здравоохранения, Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства народного образования и других уполномоченных ведомств с подготовкой предложений, направленных на:

 

образование специализированного органа при Министерстве здравоохранения, ответственного за социальную защиту престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения, в том числе координацию оказываемых им услуг с их полноценным и комплексным сопровождением;

 

создание на базе специализированного органа единой всеохватывающей системы определения инвалидности;

 

введение порядка инспектирования и проверки соответствия инвалидности лиц, оформивших соответствующие документы;

 

упразднение неэффективных подразделений, не отвечающих требованиям проводимых реформ, с передачей соответствующей штатной численности вновь образуемому специализированному органу.

 

9. В целях улучшения положения лиц с инвалидностью, повышения качества медико-социальной помощи и реабилитации, модернизации и технологического обновления производств протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации создать Фонд поддержки лиц с инвалидностью при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан (далее – Фонд).

 

Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект постановления по организации деятельности Фонда, предусмотрев его формирование, в том числе за счет части средств от штрафов, налагаемых за нарушения прав лиц с инвалидностью.

 

10. Внедрить в практику использование с 1 июня 2018 года единого электронного реестра лиц с инвалидностью, включающего комплексную информацию о данных лицах, назначенных размерах и видах денежных выплат, выданных технических средствах реабилитации, протезно-ортопедических изделиях и лекарственных средствах, оказанных социальных услугах и предоставленных льготах, а также позволяющего оперативно получать информацию о состоянии дел в этой сфере, осуществлять обмен данными между государственными органами, предупреждать нецелевое расходование бюджетных средств и факты злоупотреблений.

 

11. Государственному комитету по архитектуре и строительству, Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственному комитету по автомобильным дорогам, Узбекскому агентству автомобильного и речного транспорта, другим заинтересованным ведомствам принять меры по усилению архитектурно- строительного надзора при проектировании и строительстве объектов, а также обеспечению принципа неотвратимости ответственности за несоблюдение требований по обеспечению доступа к ним лиц с инвалидностью.

 

12. Рекомендовать:

 

руководителям государственных органов всех уровней, органам самоуправления граждан, предприятиям, организациям и учреждениям обеспечить расширение практики приема на работу лиц с инвалидностью, а также заключения договоров на поставку товаров, работ и услуг с предприятиями обществ лиц с инвалидностью;

 

Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации, Национальному информационному агентству Узбекистана и другим средствам массовой информации организовать сопровождение выпускаемых новостей, телепередач и видеофильмов субтитрами или сурдопереводом, расширение изданий со специальным шрифтом, способствующих повышению доступа лиц с инвалидностью к получению информации и обеспечению их досуга.

 

13. Министерству здравоохранения совместно с:

 

а) Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством народного образования, Министерством финансов, Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Советом Федерации профсоюзов Узбекистана до 1 марта 2018 года внести в установленном порядке предложения по коренному совершенствованию порядка установления инвалидности, направленные, в первую очередь, на:

пересмотр механизмов установления инвалидности и ее сроков, в том числе предусматривающего порядок оформления документов с обязательным обоснованием и разъяснением содержащихся в них значимых фактов;

 

внедрение в систему определения инвалидности механизма поддержки заявителя, имеющего ее явные признаки, до установления инвалидности, исключив при этом бремя доказывания им наличия данного факта;

 

обеспечение прозрачности и доступности, упрощение порядка и сокращение сроков прохождения необходимых процедур с исключением коррупциогенных факторов;

 

обеспечение включения в медицинских заключениях информации, необходимой для жизнедеятельности лиц с инвалидностью, в том числе о возможности управления автотранспортными средствами;

 

конкретизацию и расширение возможности подачи документов на назначение инвалидности без прохождения специального лечения для отдельных категорий лиц с инвалидностью, в том числе предусматривающих отмену обязательного нахождения на стационарном лечении для категорий инвалидности, которые можно выявить без проведения медицинского обследования;

 

б) Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством финансов и Министерством экономики Республики Узбекистане в срок до 1 марта 2018 года обеспечить пересмотр критериев присвоения инвалидности и порядка выплаты пенсий, пособий по инвалидности с учетом:

 

необходимости перехода на международные стандарты определения инвалидности, обеспечения содействия социальной интеграции лиц с инвалидностью и выплаты им пенсий, пособий по инвалидности;

 

расширения возможности выхода на пенсию и получения пособий лицам, ухаживающими за отдельными категориями лиц с инвалидностью, в том числе с тяжелыми психическими расстройствами, а также льготного выхода на пенсию для отдельных категорий лиц с инвалидностью.

 

14. Государственному комитету по инвестициям, Министерству здравоохранения совместно с Министерством иностранных дел, Министерством финансов, Министерством экономики Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок определить ведущих зарубежных производителей протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации с последующим проведением переговоров в части привлечения иностранных инвестиций в данную сферу, в том числе путем содействия в модернизации действующих предприятий, создания в республике новых производств с применением современных технологий.

 

15. Определить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременное и эффективное исполнение настоящего Указа, включая реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.

 

16. Министерству здравоохранения совместно с Министерством занятости и трудовых отношений, другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

 

17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер- министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.

 

Президент Республики Узбекистан

Ш.Мирзиёев