Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Бўнак қисмларга бўлиб тўланса, импорт товарни қандай курсда кирим қилиш керакЎзбекистонда хорижий компанияларнинг ваколатхоналарини тугатиш нима учун мураккаблашмоқда 2025 йил апрель учун совуқ сув бўйича ҳисобот қандай топшириладиИмпорт қилинган дори воситаларининг харид қийматини аниқлаш учун қайси БЮДни ҳисобга олиш керак Маркетплейсда ҳисобни қандай юритиш керак Апостиль қачон қўйилади

Постановление Президента Республики Узбекистан

12.06.2018

 

О мерах по дальнейшему совершенствованию системы регистрации актов гражданского состояния

 

За истекший период проведена последовательная и системная работа по совершенствованию системы органов записи актов гражданского состояния (далее – ЗАГС), оказывающих государственные услуги по регистрации таких важнейших событий и фактов, как рождение, смерть, вступление в брак, расторжение брака.

 

Вместе с тем положение дел в данной сфере свидетельствует о наличии ряда системных проблем и недостатков, препятствующих созданию эффективных механизмов по всестороннему и качественному оказанию государственных услуг населению. В частности:

 

во-первых, отсутствует специальный закон, определяющий статус, задачи и полномочия органов ЗАГС, а также четкое разграничение основных задач и функций уполномоченных государственных органов и организаций в данной сфере;

 

во-вторых, низкий уровень внедрения инновационных и информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов ЗАГС, сохраняющиеся стереотипы бумажного документооборота приводят к необоснованным финансовым расходам, увеличению времени ожидания граждан и образованию очередей и, как следствие, в отдельных случаях к фактам коррупции и бюрократизма;

 

в-третьих, отсутствие должного межведомственного взаимодействия между органами ЗАГС и органами внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства, самоуправления граждан и образовательными учреждениями не обеспечивает эффективный мониторинг за безусловной и своевременной регистрацией рождения и смерти, а также предотвращение заключения брака без соответствующей регистрации и предупреждения разводов;

 

в-четвертых, не сформирован эффективный механизм контроля, особенно дистанционного, за качеством и оперативностью оказания государственных услуг, надлежащим выполнением сотрудниками органов ЗАГС своих функциональных обязанностей, отсутствует прозрачный механизм оценки их деятельности;

 

в-пятых, отсутствие широкой и системной практики оказания выездных государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния, значительные транспортные расходы для прибытия в органы ЗАГС из отдаленных и труднодоступных районов, недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры населения приводят к высоким рискам оставления факта рождения детей без соответствующей регистрации, что может негативно сказаться на реализации социально-экономических прав детей, закрепленных в Конституции и законах Республики Узбекистан, в том числе прав на бесплатное медицинское обслуживание и образование.

 

В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и в целях повышения роли и значимости органов ЗАГС в защите прав и законных интересов граждан, а также улучшения качества предоставляемых населению государственных услуг:

 

1. Определить основными направлениями государственной политики в сфере дальнейшего реформирования института записи актов гражданского состояния:

 

первое – обеспечение защиты личных и имущественных прав граждан путем полномасштабной регистрации в компетентных органах таких событий и фактов, как рождение, смерть, вступление в брак и расторжение брака, изменение фамилии, имени и отчества;

 

второе – проведение широкой работы по правовой пропаганде, направленной на повышение правосознания населения, правовой культуры и укрепление законности в обществе, уделив особое внимание на последствия оставления без регистрации важнейших юридических фактов;

 

третье – активное участие органов ЗАГС в комплексных мерах, проводимых по укреплению института семьи, подготовке молодежи к семейной жизни и предупреждению семейных разводов;

 

четвертое – ускоренное внедрение инновационных и информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов ЗАГС, направленное на упрощение процедуры оказания государственных услуг населению, в том числе без посещения уполномоченных государственных органов и организаций, повышение качества и оперативности услуг, формирование единого электронного архива актов гражданского состояния с возможностью получения архивных справок и информации по принципу экстерриториальности;

 

пятое – эффективное взаимодействие органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, с органами государственной власти на местах, внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства, самоуправления граждан и образовательными учреждениями по выявлению юридических фактов гражданского состояния и своевременной их регистрации;

 

шестое – использование гибких и удобных методов оказания государственных услуг посредством расширения межведомственного электронного взаимодействия, в том числе с выездом в отдаленные населенные пункты («мобильные государственные услуги»), направленных на искоренение бюрократизма и проявлений коррупции в данной сфере;

 

седьмое – обеспечение доступности и прозрачности процедур оказания органами ЗАГС государственных услуг, внедрение новых форм контроля, в том числе дистанционного, за соблюдением их сотрудниками правил профессиональной этики и функциональных обязанностей, качеством и оперативностью регистрации актов гражданского состояния, правильностью исчисления и взыскания сумм государственной пошлины и других платежей;

 

восьмое – оптимизацию ставок государственной пошлины, гербовых сборов и тарифов на оказание платных услуг органами ЗАГС, имея в виду повышение доступности населения к государственным услугам.

 

2. Принять к сведению, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2018 года № УП–5415 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики» с 1 июля 2018 года органы ЗАГС передаются в ведение хокимиятов районов (городов) с возложением функций по координации правоприменительной практики, методическому обеспечению деятельности органов ЗАГС, ведению информационной системы «Единый электронной архив ЗАГС» и руководству архивами ЗАГС на Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

 

3. Установить, что в соответствии с распределением обязанностей и сфер ответственности:

 

хокимы районов (городов) осуществляют общее руководство деятельностью отделов ЗАГС и домов бракосочетания (далее – отделы ЗАГС), укрепление материально-технической базы, оплату труда и материальное стимулирование их работников;

 

заместители хокимов районов (городов) – председатели комитетов женщин районов (городов) несут персональную ответственность за принятие мер по укреплению семьи, предупреждению разводов, своевременной регистрации рождения и брака, пропаганде и просвещению;

 

директор Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан несет ответственность за эффективную координацию правоприменительной практики, методическое обеспечение деятельности отделов ЗАГС, техническое обеспечение и ведение информационной системы «Единый электронный архив ЗАГС», а также руководство архивами ЗАГС;

 

заведующие отделами ЗАГС районов (городов) несут персональную ответственность за законность произведенных записей актов гражданского состояния.

 

4. Утвердить Программу комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы регистрации актов гражданского состояния согласно приложению № 1.

 

5. Отменить с 1 июля 2018 года взимание государственной пошлины за:

 

нотариальное удостоверение брачного договора и соглашения об уплате алиментов;

 

рассмотрение судами заявлений по установлению фактов признания (установления) отцовства, происхождения ребенка от данной матери, а также времени его рождения.

 

6. Сохранить действующий порядок обеспечения органов ЗАГС, консульских учреждений Республики Узбекистан за рубежом и сходов граждан бланками гербовых свидетельств строгой отчетности со стороны Министерства юстиции Республики Узбекистан.

 

7. Определить, что с 1 июля 2018 года:

 

40 процентов средств, поступающих от гербового сбора на специальный казначейский счет Министерства юстиции Республики Узбекистан, а также платные услуги, оказываемые отделами ЗАГС, направляются на специально создаваемые казначейские лицевые счета Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, и используются исключительно на мероприятия по укреплению материально-технической базы, выплате ежемесячных надбавок за выслугу лет и доплат за классные чины работников отделов ЗАГС, а также на их материальное стимулирование (персональные надбавки до 100 процентов от должностного оклада и премии);

 

использование поступающих на специально создаваемые казначейские лицевые счета средств осуществляется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в порядке, определяемом Министерством юстиции и Министерством финансов Республики Узбекистан.

 

8. Министерству здравоохранения и Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:

 

начиная с 1 января 2019 года наладить с органами ЗАГС электронный обмен сведениями о рождении и смерти, а также внедрение единого порядка выдачи унифицированной электронной справки о рождении и смерти с идентификационным уникальным кодом;

 

до 1 января 2019 года создать автоматизированную информационную систему учета женщин фертильного возраста и ведения беременности с ранних стадий до рождения ребенка и обеспечить ее интеграцию с информационной системой «Единый электронный архив ЗАГС».

 

9. Секретно.

 

10. Определить, что:

 

Министерство юстиции Республики Узбекистан до 1 июля 2018 года обеспечивает в установленном порядке передачу на безвозмездной основе хокимиятам районов (городов) части зданий и сооружений, используемых отделами ЗАГС, а также принадлежащих им оборудования, инвентаря, документации и иного имущества;

 

часть передаваемых зданий и сооружений, используемых отделами ЗАГС, сохраняется за органами юстиции для использования в собственных целях;

 

дальнейшее использование в других целях и отчуждение зданий и сооружений отделов ЗАГС, переданных хокимиятам районов (городов), разрешается только по согласованию с Агентством государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

 

11. Образовать территориальные комиссии по выявлению незарегистрированных случаев рождения, смерти и обеспечению их последующей регистрации в органах ЗАГС во главе с хокимами районов (городов) по типовому составу согласно приложению № 2.

 

Территориальным комиссиям:

 

до 1 июля 2019 года провести сплошную инвентаризацию на предмет выявления незарегистрированных фактов рождения, смерти с обеспечением по ее итогам адресной регистрации фактов рождения, смерти в соответствии с законодательством;

 

в своей деятельности обратить особое внимание на выявление детей, не имеющих свидетельства о рождении, руководствуясь при этом благородными идеями «Ни один ребенок не должен остаться без регистрации» и «Регистрация рождения – правовая основа реализации прав детей и предотвращения безгражданства».

 

12. Агентству государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан:

 

завершить до 1 января 2022 года оцифровку записей актов гражданского состояния, хранящихся в органах ЗАГС, формирование единого электронного архивного фонда ЗАГС для дальнейшей интеграции с информационной системой «Единый электронный архив ЗАГС»; 

 

заключить договоры подряда с юридическими лицами на выполнение работ по введению сведений записей актов в информационную систему «Единый электронный архив ЗАГС» в органах ЗАГС;

 

совместно с Центральным банком и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан с 1 сентября 2018 года реализовать меры по полноценному внедрению механизма осуществления электронных платежей (биллинг) при оплате государственной пошлины, гербовых сборов и иных платежей;

 

совместно с Государственным центром персонализации при Кабинете Министров и Министерством внутренних дел Республики Узбекистан, начиная с 1 января 2019 года внедрить практику присвоения персонального идентификационного номера физического лица новорожденным при регистрации свидетельства о рождении ребенка.

 

13. Освободить сроком до 1 июля 2021 года от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) сканирующие устройства, серверное и иное оборудование и запасные части, комплектующие изделия, не производимые в Республике Узбекистан, ввозимые для оцифровки актов гражданского состояния, создания системы электронного межведомственного взаимодействия, по перечням, формируемым в установленном порядке.

 

14. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок принять постановление об утверждении:

 

положений об органах ЗАГС и классных чинах работников отделов ЗАГС;

 

разрядов и тарифных коэффициентов по оплате труда по ЕТС работников отделов ЗАГС;

 

размеров ежемесячных надбавок за выслугу лет работникам отделов ЗАГС, имеющим классные чины;

 

размеров доплат к должностным окладам работников отделов ЗАГС за классные чины.

 

15. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения

об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

 

16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и министра юстиции Республики Узбекистан Давлетова Р.К.

 

 

Президент Республики Узбекистан                           Ш. Мирзиёев 

 

город Ташкент, 12 июня 2018 года