Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Профсоюзы: развиваться и эффективно защищать социальные права трудящихся

07.10.2016

 

Мнение Алии ЮНУСОВОЙ – депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса, члена фракции Народно-демократической партии Узбекистана по законопроекту «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности».

 

В рамках социального партнерства гражданское общество последовательно усиливает свое влияние в государственном строительстве, что предполагает развитие и совершенствование нормативно-правовой базы этого участия. Одним из эффективных институтов гражданского общества являются самые крупные ННО в стране – профессиональные союзы.

 

Надо отметить, что принятый в 1992 году Закон «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» способствовал последовательному развитию профсоюзного движения, обеспечению действенной защиты трудовых, социально-экономических прав и законных интересов работников.

 

Но одновременно с этим приходится констатировать, что Законом не урегулированы отношения, складывающиеся в современных реалиях и механизмах рыночной экономики. Также регламентация Законом вопросов, касающихся создания, регистрации и деятельности профессиональных союзов ориентированы на правоприменительную практику государств с нерыночной и избыточно централизованной системой управления.

 

Помимо этого, положения Закона не в полной мере соответствуют нормам ТК, Законам «Об охране труда», «О негосударственных некоммерческих организациях» и другим законодательным актам, либо полностью не охватывают трудовые, социально-экономические основы профессиональных союзов.

 

При подготовке законопроекта был учтен опыт государств ближнего и дальнего зарубежья, основополагающие положения Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ратифицированных Узбекистаном Конвенций МОТ:

 

  • Конвенция № 98 о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров;
  • Конвенция № 135 о защите прав представителей трудящихся предприятий и предоставляемых им возможностях;
  • Конвенция № 154 о содействии коллективным переговорам;
  • Ряд положений Конвенции № 87 о свободе объединений и защите права на объединение в профсоюзы.

 

Предлагаемые изменения в Законе предусматривают исключение отдельных, противоречащих законодательству норм, предусматривающих:

 

  • право профсоюзов выдвигать кандидатов в народные депутаты, принимать участие в выборной кампании в их поддержку;
  • право профсоюзов на одностороннее принятие решений (постановлений) 
  • по индивидуальным трудовым спорам;
  • положения, ограничивающие право работодателя по прекращению трудового договора по собственной инициативе в течение двух лет после истечения срока выборных полномочий;
  • гарантии для лиц, избранных в органы профессиональных союзов, предусматривающие дополнительные выплаты и более длительный период для трудоустройства с сохранением заработной платы (до одного года).

 

Помимо этого, во избежание разночтений в правоприменительной практике и обеспечения единообразного исполнения НПА в сфере труда, нормы Закона приводятся в соответствие с положениями ТК, пересматривая:

 

  • необоснованно длительные сроки (один месяц) рассмотрения работодателем представлений профсоюза, которые исчерпывают возможность обжалования факта правонарушения в суде, для которого также установлен срок в один месяц;
  • сроки рассмотрения представлений профсоюзов и предварительного уведомления о массовом высвобождении, не соответствующие положениям ТК;
  • порядок участия профсоюзов в гражданском судопроизводстве, с учетом нововведенных положений приказного производства, включенных в ГПК;
  • порядок запрещения деятельности профсоюзов, не соответствующий положениям Конституции (ст. 62), ГК (ст. 53) и ТК (ст. 21), а также Законам «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан» (ст. 22), «О негосударственных некоммерческих организациях» (ст.ст. 34, 35).

 

Кроме этого, исходя из практики применения норм Закона, с учетом тенденции развития национального законодательства, перспектив имплементации международных стандартов в сфере труда, Закон дополняется отдельными нормами, направленными на:

 

1. Обеспечение гарантии права на объединение, в соответствии с Конституцией (ст. 34), для отдельных категорий работников, в частности, индивидуальных предпринимателей, ремесленников и лиц, выполняющих разовые работы;

 

2. Постепенное внедрение в деятельность профсоюзов общемировых стандартов и законодательного опыта зарубежных стран, предусматривающих создание профсоюзов в определенной отрасли или территории, даже без образования первичных организаций, в то время как, Закон предусматривает схему, согласно которой профсоюзы создаются в организациях, с последующим образованием территориальных и отраслевых объединений; 

 

3. Более эффективную защиту социально-трудовых прав работников частного сектора, в свете реализации Указа Президента от 15.05.2015 г. № УП–4725 «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития», согласно которому с 1 июля 2015г., индивидуальным предпринимателям предоставлено право нанимать до 3-х работников;

 

4. Уточнение и закрепление прав объединений профсоюзов, которые до сих пор отсутствовали в Законе.

 

В соответствии с национальной законодательной техникой:

 

  • пересмотрены несоответствия в узбекской и русской редакциях Закона;
  • устаревшая терминология приводится в соответствие с положениями ТК, Законов «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об образовании», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», а также требований юридической техники;
  • реализация законопроекта не повлечет финансовых расходов и не потребует внесения изменений и дополнений в национальное законодательство.

 

По нашему мнению принятие в предлагаемом формате Закона послужит гарантией свободы профессиональных  союзов в социально-трудовой сфере и будет способствовать:

 

  • эффективной имплементации международных трудовых стандартов, в частности, Конвенций МОТ  в национальное законодательство;
  • созданию необходимой правовой базы для дальнейшего развития профсоюзов, совершенствования правовых и экономических основ их деятельности, а также гарантии их независимости;
  • действенному усилению защиты трудовых и социально-экономических прав граждан;
  • обеспечению законности и укрепления общественного контроля в социально-трудовой сфере.

 

Маъруф Усманов

 

Публикации по теме:

 

Предлагается повысить ответственность за травматизм на работе 

 

От государственного - к общественному 

 

Юридическая клиника профсоюза 



В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах