Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак вернуть деньги, перечисленные по ошибке не на тот счет Как облагаются налогами денежные переводы из-за рубежаКак организовать работу, чтобы оформление ЭСФ на маркированный товар не стало источником проблем

Об изменениях в применении налога за пользование водными ресурсами и земельного налога

16.03.2010

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИМЕНЕНИИ

НАЛОГА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ

РЕСУРСАМИ И ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Вступили в силу изменения и дополнения, внесенные в разделы X "Налог за пользование водными ресурсами" и XII "Земельный налог" Налогового кодекса законами от 25 декабря 2009 года N ЗРУ-240 и от 30 декабря 2009 года N ЗРУ-241.

 А ПЛАТЕЛЬЩИКИ КТО?

В статье 257 "Налогоплательщики" раздела Х НК уточнены лица, являющиеся плательщиками налога за пользование водными ресурсами - ими признаются лица, осуществляющие водопользование* или водопотребление** (предыдущая редакция включала только водопользователей). Статья дополнена согласно изменениям, внесенным Законом N ЗРУ-240 в Закон "О воде и водопользовании" (от 6 мая 1993 года N 837-XII).

Аналогичные дополнения также введены в статьи 263 "Порядок исчисления налога" и 264 "Порядок уплаты налога" НК.

 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЛИМИТ

В статью 260 "Порядок определения налогооблагаемой базы" раздела Х НК внесено следующее изменение: при использовании воды без измерительных приборов ее объем определяется исходя из лимитов водозабора из водных объектов (в предыдущей редакции - водопользования). Лимиты водозабора устанавливаются всем водопользователям и водопотребителям, в том числе:

фермерским и дехканским хозяйствам и другим водопотребителям - обслуживающими их ассоциациями водопотребителей;

коммунальным и бытовым хозяйствам - эксплуатирующими организациями;

остальным водопользователям и водопотребителям - органами сельского и водного хозяйства по водным источникам, бассейновым ирригационным системам, магистральным каналам (системам), ирригационным системам, отраслям экономики, территориям, по водопользователям и водопотребителям, а в части подземных вод - по согласованию с органами по геологии и минеральным ресурсам и по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе.

Лимиты водозабора устанавливаются два раза в год для нужд сельского хозяйства и один раз в год для других нужд и являются обязательными.

 

Статья 263 "Порядок исчисления налога" раздела Х НК дополнена разъяснением по представлению отчетности по налогу за пользование водными ресурсами юридическими лицами, у которых общая сумма налога за квартал составляет более 50-кратного размера минимальной заработной платы (кроме сельскохозяйственных предприятий, микрофирм и малых предприятий), по итогам года - она должна представляться в сроки сдачи годовой отчетности.

При этом для всех плательщиков налога за пользование водными ресурсами (кроме сельскохозяйственных предприятий) уточнен срок сдачи текущей отчетности (за месяц, квартал) - не позднее 25 числа (в предыдущей редакции - до 25 числа).

 УЧЕТ, УЧЕТ И УЧЕТ

Обращаем внимание на следующее нововведение: в статью 113 "Уклонение от постановки на учет в органе государственной налоговой службы" введен штраф за уклонение от пообъектной постановки на учет в налоговых органах. Если от установленного срока постановки на учет прошло не более 30 дней, уплачивается штраф в 50-кратном минимальном размере заработной платы, более 30 дней - в 100-кратном минимальном размере заработной платы.

Пообъектному учету подлежат налогоплательщики, у которых возникло обязательство по уплате земельного налога или налога за пользование водными ресурсами не по месту постановки на учет (статья 81 НК). Для постановки на учет предприятие обязано обратиться в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения в течение 10 дней со дня госрегистрации права на соответствующий земельный участок (или объект недвижимости, вместе с которым возникло право на земельный участок) или со дня возникновения объекта налогообложения налогом за пользование водными ресурсами (штраф применяется при несоблюдении этого срока).

 НОВОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Изменения, внесенные в раздел XII "Земельный налог", в основном касаются налогообложения физических лиц.

 

q Статьей 288 "Объект налогообложения" установлено, что земельные участки, занятые многоквартирными домами, не являются объектом налогообложения, следовательно, не облагаются налогом. Однако с 1 января 2010 года земельные участки под многоквартирными домами также подлежат обложению земельным налогом в случаях, если они предоставлены в пользование или аренду для ведения предпринимательской деятельности.

 q В статье 290 "Льготы" внесены изменения в пункты 3, 5 и 7. В частности, в пункте 3 уточнены документы, являющиеся основанием для применения льгот участниками войны 1941-1945 годов. По применению льготы для одиноких пенсионеров (пункт 5) разъяснено, что под одинокими понимаются пенсионеры, проживающие одни или совместно с несовершеннолетними детьми либо ребенком-инвалидом в отдельном доме (ранее было указано также "в квартире или общежитии", однако земельный налог с этих объектов не уплачивается в любом случае). В документах, подтверждающих право на льготу, учли также и справку органов самоуправления граждан. Она подтверждает факт проживания в одиночестве или же совместно с несовершеннолетними детьми либо ребенком-инвалидом. В предыдущей редакции были предусмотрены только документы для подтверждения "статуса" пенсионера - пенсионное удостоверение и справка районного (городского) отдела социального обеспечения.

В пункте 7 уточнили круг лиц, имеющих право на льготу: граждане (в том числе временно направленные или командированные), получающие льготы за участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в предыдущей редакции - лица, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС). Перечень льгот (за исключением налоговых) и денежных компенсаций, на которые имеют право лица, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, утвержден постановлением Президиума Верховного Совета и Кабинета Министров "О социальной защите проживающих в Республике Узбекистан граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" (от 6 апреля 1992 года N 170).

В порядок исчисления налога (статья 293 НК) введено уточнение, согласно которому лица, имеющие право на льготы по земельному налогу, должны самостоятельно представлять в налоговую инспекцию по месту расположения земельного участка документы, подтверждающие их право на льготу. Введенное положение фактически действовало и раньше. Так как земельный налог налоговые органы рассчитывают по данным служб кадастра, они же выписывают и платежные извещения для его уплаты, то в своевременном представлении этих документов в первую очередь заинтересованы лица, имеющие право на льготу по земельному налогу.

--------------------------------------------------------------------

*) Под водопользованием понимается использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами без изъятия их из водного объекта для собственных нужд. Водопользователями могут быть эксплуатационные организации водного хозяйства, ассоциации водопотребителей, предприятия коммунально-бытовой сферы, гидроэнергетики, иные предприятия, учреждения, организации, граждане Республики Узбекистан, граждане других государств и лица без гражданства.

**) Водопотребление - использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами с изъятием их из водного объекта в установленном порядке для удовлетворения собственных нужд. Водопотребителями могут быть предприятия, учреждения, организации, фермерские и дехканские хозяйства, а также граждане Республики Узбекистан, граждане других государств и лица без гражданства.

 

Материал подготовлен специалистами

группы "Norma Ekspert".

  Опубликовано в Газете "НТВ" N 8 от 22 февраля 2010 года.

 

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь