Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzПроект ПКМ: какой порядок ценообразования предлагают внедрить налоговые органы Нужно ли выдавать кассовые чеки при выездной торговле и службам доставки Будет ли бухгалтер нести ответственность за выполнение требований директора – Buxgalter Pro Как зарегистрировать товарный знак – Buxgalter Pro Как зарегистрировать товарный знак – Buxgalter Pro
Просмотр вопроса
Группа: Трудовые отношения
Вопрос:
13.05.2010 15:31:29
Пенсия мне была назначена в 1992 году. На тот момент мой трудовой стаж составлял 13 лет, 3 месяца и 23 дня. В 1994 году за период ухода за ребенком к стажу было добавлено еще 6 лет и 1 месяц, и в итоге общий стаж составил 20 лет и 2 месяца. С 1 марта 2009 года отдел соцобеспечения Бостанлыкского района назначил мне пенсию в размере 50 процентов от минимального размера заработной платы, мотивировав это тем, что мой действительный стаж составляет всего 2 года и 6 месяцев. На мое письменное несогласие ответили, что во время проверки, проведенной на основании приказа Минтруда и социальной защиты (от августа 2006 года N 166), выяснилось, что мой стаж рассчитан неправильно, и при пересмотре из него было вычтено 6 лет и 10 месяцев за период ухода за ребенком и 10 лет и 8 месяцев за выращивание шелкопряда, так как за это время не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Но ширкатное хозяйство выдало мне справку об удержании страховых взносов за проработанное там время, которую собес не принял. Причина, по которой из моего стажа исключили период ухода за моим внуком, - это то, что его матери выплачивалось пособие по инвалидности детям до 16 лет, а в 2006 году ей была назначена льготная пенсия как матери ребенка-инвалида. Прошу разъяснить следующие вопросы: 1. Правомерно ли собес исключил из трудового стажа 17 лет и 6 месяцев, принимая во внимание, что пенсия была назначена еще в 1992 году. Закон ведь обратной силы не имеет? 2. За внуком ухаживала я. А моя дочь работала, и это подтверждено записями в ее трудовой книжке. Правомерен ли вычет из моего рабочего стажа периода ухода за ребенком? 3. Правомерно ли вычтен период по выращиванию шелкопряда, если в это время уплачивались страховые взносы? 4. Почему размер пенсии пересмотрен только с 1 марта 2009 года, если факт "неправильного исчисления стажа работы" выявлен еще в 2006 году?

Ответ:
21.05.2010 10:53:30
Ответ действителен на дату выхода газеты*
  
- Ознакомившись с обращением, сообщаем следующее.
Граждане, проживающие в Республике Узбекистан, имеют право на государственное пенсионное обеспечение в порядке, предусмотренном Законом "О государственном пенсионном обеспечении граждан" (от 3 сентября 1993 года N 938-XII, далее - Закон).
Настоящим Законом установлены следующие виды государственных пенсий: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца. В соответствии со статьями 25 - 32 Закона размер пенсий исчисляется в зависимости от продолжительности трудовой деятельности и размера среднемесячной заработной платы каждого лица.
Пенсия на общих основаниях назначается женщинам по достижении 55 лет и при наличии стажа работы не менее 20 лет. В соответствии со статьей 12 Закона женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, и матери детей-инвалидов с детства, воспитавшие их до этого возраста, - при стаже работы не менее 20 лет с зачетом в него времени ухода за детьми или при стаже работы не менее 15 лет без зачета в него указанного времени ухода за детьми - имеют право на получение льготной пенсии с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет.
Пенсии по возрасту устанавливаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии, но не менее 100 процентов официально установленного минимального размера заработной платы. За каждый полный год стажа сверх требуемого для назначения полной пенсии базовый размер пенсии повышается на 1 процент среднемесячного заработка, и в зависимости от имеющегося права предоставляются надбавки, предусмотренные статьей 28 Закона.
Лицам, которые не имеют достаточного для назначения полной пенсии стажа работы, пенсии по возрасту назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу.
Согласно статье 31 Закона, среднемесячный фактический заработок для исчисления пенсий берется за любые пять лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) в течение последних десяти лет трудовой деятельности, независимо от имеющихся перерывов в работе, и определяется путем деления общей суммы заработка за шестьдесят календарных месяцев работы на шестьдесят. Для расчета пенсии принимается заработок в сумме не свыше восьми минимальных размеров заработной платы.
В соответствии со статьей 37 Закона любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд засчитывается в стаж работы.
В соответствии с пунктом "д" части первой статьи 37 время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за престарелыми, достигшими 80-летнего возраста, нуждающимися в постороннем уходе (по заключению лечебного учреждения), засчитывается в стаж работы. Согласно пункту "ж" части первой данной статьи, время ухода матери (мачехи) за малолетними детьми (пасынками, падчерицами), но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 6 лет в общей сложности засчитывается в стаж работы.
Периоды, предусмотренные в пунктах "е" - "к" (учеба, уход за ребенком и другие), засчитываются в стаж работы при наличии общего стажа не менее 5 лет, указанного в пунктах "а" - "г" (работа, военная служба и др.) части первой статьи 37. А лицам, ставшим инвалидами, периоды, предусмотренные в пунктах "е" - "к", засчитываются в стаж, независимо от продолжительности стажа, указанного в пунктах "а" - "г".
В соответствии со статьей 49 Закона при представлении пенсионером дополнительных документов, влияющих на размер пенсии (о стаже работы и заработке до назначения пенсии и др.), изменении группы инвалидности, числа членов семьи или вида пенсии и в других случаях, предусмотренных в Законе, может производиться перерасчет размера пенсии.
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с распоряжением Президента "О создании Межведомственной комиссии по подготовке предложений о совершенствовании действующей системы пенсионного обеспечения граждан" (от 19 ноября 2009 года N Р-3315) и постановлением Президента "О мерах по формированию организационной структуры внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан" (от 30 декабря 2009 года N ПП-1252) ответственный комплекс по вопросам пенсионного обеспечения в структуре Министерства труда и социальной защиты населения передан внебюджетному Пенсионному фонду при Министерстве финансов.
В связи с вышеизложенным считаем целесообразным в дальнейшем рассматривать поступающие заявления и жалобы граждан по пенсионным вопросам вместе с внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве финансов Республики Узбекистан.
  
Ответ заместителя начальника управления
Министерства труда и социальной защиты населения.
А. Муминова
  
  
- 1. Закон обратной силы не имеет. Однако в вашем случае речь идет об обнаружении допущенной при назначении пенсии ошибки, для исправления которой и приняты соответствующие меры.
  
2. В соответствии с частью седьмой статьи 37 Закона "О государственном пенсионном обеспечении граждан" (от 3 сентября 1993 года N 938-XII, далее - Закон) время работы после назначения пенсии по возрасту не засчитывается в стаж для исчисления пенсии. Однако время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет не является работой, поэтому данный период может быть включен в общий стаж ухаживающего за ним лица уже после назначения ему пенсии (пункт "д" части первой статьи 37 Закона). Для этого необходимо подтвердить факт его ухода за ребенком.
Согласно пункту 12 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий (приложение N 12 к постановлению Кабинета Министров от 11 мая 1994 года N 249), время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет устанавливается на основании:
акта обследования фактических обстоятельств осуществления ухода, который составляется отделом социального обеспечения* на основании сведений, полученных от схода граждан махалли, кишлака (поселка), аула (жилищных органов), опроса лиц, за которыми осуществлялся уход, и их соседей;
документов, удостоверяющих инвалидность ребенка (выписки из акта освидетельствования во ВТЭК, медицинского заключения и др.).
Мать ребенка-инвалида с детства, воспитавшая его до 8 лет, имеет право на уменьшение на пять лет общеустановленного пенсионного возраста, то есть на назначение ей пенсии с 50 лет (пункт "з" части первой статьи 12 Закона). Для этого она должна подтвердить, во-первых, наличие ребенка, во-вторых, тот факт, что она занималась его воспитанием. Пособие по инвалидности детям до 16 лет выплачивается родителям либо, если уход за ребенком осуществляют не они, назначенным попечителям. Как указано в вашем письме, пособие на ребенка получала его мать. Это говорит о том, что именно она осуществляла уход за ребенком, и на этом основании она получила право уйти на пенсию раньше общеустановленного возраста. А оно может быть предоставлено только одному человеку.
  
3. Для выяснения причин о непринятии справки об удержании страховых взносов вы должны обратиться к работникам собеса* с требованием предоставить письменное объяснение, почему они не принимают данный документ. Если она неправильно оформлена, значит, нужно обратиться по месту работы с требованием правильно оформить справку. Но причина отказа, вполне возможно, заключается в другом.
Раньше система учета уплаты страховых взносов не была надлежаще регламентирована законодательством, многие организации пользовались этим и не производили отчислений. Поэтому органы соцобеспечения сформировали базу, в которой хранятся данные об организациях, действительно перечислявших страховые взносы. Если в этой базе нет сведений о том, что организацией были произведены отчисления в Пенсионный фонд, то собес не принимает такую справку.
Однако вы вправе самостоятельно принять меры для доказательства уплаты страховых взносов. Для этого необходимо обратиться в органы налоговой службы с просьбой предоставить справку об уплате страховых взносов за интересующий вас период. Если же и у них нет таких данных, то это может означать, что организация действительно не производила обязательных отчислений, что является нарушением законодательства. Наказать нарушителей и восстановить нарушенные права можно через суд (более подробно о восстановлении трудового стажа мы писали в публикации "Пропала фирма. А с ней и стаж?", "НТВ" N 27 (779) от 13 июля 2009 года).
  
4. Размер пенсии мог быть пересмотрен и с 1 марта 2009 года, несмотря на то, что факт неправильного исчисления стажа работы выявлен еще в 2006 году. Тому могли быть разные причины, например, должностная халатность сотрудников собеса. В данном случае они подлежат ответственности, а излишне уплаченная за весь период сумма пенсии - возврату. При этом, согласно статье 65 Закона, ежемесячные удержания не могут превышать 50 процентов вновь начисленной суммы пенсии.
  
  
Ответ юриста ООО "Norma"
М. Тухтаровой,
“Норма”, N 7, 15 февраля  2010 г.
  
  
__________
* Согласно Указу Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы пенсионного обеспечения граждан" (от 30 декабря 2009 года N УП-4161), с 1 января 2010 года назначение (в том числе перерасчет), финансирование, учет и мониторинг выплаты пенсий и социальных пособий осуществляются территориальными подразделениями Пенсионного фонда при Министерстве финансов.