Анализируем нововведение в ПДД, обязывающее автомобилистов ездить днем с включенным ближним светом или дневными ходовыми огнями.
Что произошло?
Правительство утвердило пакет поправок к Правилам дорожного движения. Полный перечень изменений – здесь. В их числе и езда «днем с огнем». Для начала разберемся с учетом нововведений: кто, когда и каким «светом» должен пользоваться (см. таблицу ниже).
№ п/п |
Условия |
Вид транспортного средства |
Вид внешних световых приборов |
1 |
Сопровождение транспортными средствами с включенными проблесковыми маячками синего или синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом |
Сопровождаемое транспортное средство |
Ближний свет фар |
2 |
При обгоне (вместо звукового сигнала или вместе с ним) |
Транспортное средство, выполняющее обгон |
Переключение фар |
3 |
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости, независимо от освещения дороги, а также в тоннелях |
Все механические транспортные средства и мопеды
|
Фары дальнего или ближнего света |
Велосипеды |
Фары или фонари |
||
Прицепы и буксируемые механические транспортные средства |
Габаритные огни |
||
4 |
В населенном пункте, если дорога освещена |
Все транспортные средства |
Ближний свет фар |
При встречном движении на расстоянии не менее чем за 150 м. до транспортного средства, а также и при большем расстоянии, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого |
|||
В любых других случаях, когда можно ослепить водителей, как встречных, так и попутных транспортных средств |
|||
5 |
При ослеплении |
Все транспортные средства |
Аварийная световая сигнализация |
6 |
При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог |
Все транспортные средства |
Габаритные огни |
В условиях недостаточной видимости |
Габаритные огни. Дополнительно могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари |
||
7 |
В условиях недостаточной видимости самостоятельно, а также с ближним или дальним светом фар |
Все транспортные средства |
Противотуманные фары |
В темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар |
|||
Вместо ближнего света фар в условиях, предусмотренных пунктом 138 ПДД |
|||
8 |
В светлое время суток |
Все движущиеся автомототранспортные средства |
Ближний свет фар или дневные ходовые огни |
9 |
Вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств |
Все транспортные средства |
Фара-прожектор и фара-искатель |
В населенных пунктах |
Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками синего или синего и красного, а также желтого или оранжевого цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении служебных обязанностей |
||
10 |
В условиях недостаточной видимости |
Все транспортные средства |
Задние противотуманные фонари (запрещается подключать к задним стоп-сигналам) |
11 |
При движении, а также в темное время суток и во время остановки и стоянки |
Автопоезд |
Опознавательный знак «Автопоезд» |
И хотя поправки уже вступили в силу, поверхностный анализ дорожной ситуации в отдельных районах столицы показывает, что соблюдает новое требование примерно 1–2% автовладельцев. Этому видится несколько причин, в частности:
- изменения попали в неподготовленную почву – акт не предусматривает «отсрочки» (более позднего вступления в силу, ред.) для информационно-разъяснительной работы с автолюбителями;
- в любом обществе, к сожалению, есть определенная доля правового нигилизма и инфантилизма. Зачастую это обусловлено непониманием значения принимаемых правовых норм, а также юридических и фактических последствий их несоблюдения.
Попробуем ответить на главные вопросы, которые могут возникнуть у водителей по этому поводу.
Зачем это вообще нужно?
Совершенно очевидно, Узбекистан – не пионер в случае с введением данного требования в ПДД. Езда днем с включенными фарами в Скандинавии, например, обязательна уже более 20 лет. С начала нулевых это правило действует в большинстве европейских стран. Постсоветское пространство в этом отношении тоже не исключение: в России с включенным ближним светом с 2005 года водят вне населенных пунктов, а с 2010 – повсеместно.
Главная мотивация законодателей – безопасность. Ученые считают, что даже при дневном свете авто с горящими фарами воспринимается человеческим мозгом совершенно иначе. Качественно лучше реагирует пешеход, который переходя через дорогу, большую часть машин фиксирует боковым зрением. Легче ориентируются и сами водители – свет фар отражается в боковых зеркалах и зеркале заднего вида.
По официальным данным, показатели ДТП в странах, внедривших у себя это правило, снизились в среднем на 10–15%. Надо полагать, этим руководствовалось и Правительство Узбекистана, учитывая удручающую статистику дорожных происшествий за последние годы.
Противопоставление человеческим жизням потенциальное увеличение расхода топлива (аргумент противников нововведения), которое, кстати, по расчетам технических специалистов не превышает 1–2% от нормы, оставим без комментариев.
Не включу – что будет?
Побеседовав «по горячим следам» с несколькими автолюбителями, в редакции пришли к выводу – большинство ошибочно полагает, что хоть новое правило и начало действовать, штрафовать за это еще не могут. Мол, в Кодекс об административной ответственности изменения пока не вносили.
Дело в том, что они и не нужны. Часть первая статьи 128 КоАО уже предусматривает санкции за нарушение правил пользования внешними световыми приборами. Диспозиция в данной части бланкетная, отсылает нас к требованиям ПДД об использовании фар, которые изложены в таблице выше.
Соответственно, с 10 апреля под эту статью подпадает и нарушение правила о включенных фарах ближнего света или дневных ходовых огней в светлое время суток. Штраф за первое нарушение – ½ МРЗП. На размер санкции влияет повторность – особо «злостных» нарушителей оштрафуют на 4 МРЗП или лишат водительских прав на полгода.
Кто и как будет следить?
Наличие прописанной ответственности само по себе не гарантирует соблюдение правил. Важно, как будут отслеживаться нарушения. На текущий момент нарушения ПДД фиксируются:
- «традиционным» способом – сотрудниками ГСБДД на постах или в ходе рейдов;
- специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видеофиксации – их функционал постоянно расширяется, что позволяет захватывать все больше видов нарушений (см. здесь и здесь). Значит, вполне возможно, объективы камер скоро начнут ловить и авто с отключенными фарами;
- с 1 июля начнут принимать записи правонарушений, зафиксированные видеорегистраторами в авто граждан и организаций, с поощрением заявителя (см. подробнее).
Подведем итоги. Не стоит заблуждаться относительно новшества: норма вступила в силу 10 апреля и должна соблюдаться всеми с указанной даты. За нарушение нового правила законодательством предусмотрена ответственность и регламентированы механизмы ее применения.
Олег Заманов.
Комментарии (10)
Добавить комментарийГость_Сергей :
Включенные фары в странах с плохой видимостью это понятно, климатическая обстановка.
У нас при ярком солнце это лишнее, и даже будет мешать.
Результат будет нулевой.
Как раз в многих странах есть временное включение осветительных приборов это с 10 октября до 10 апреля так как видимость из за погодных условий ухудшена.
Теперь вопрос почему решившие отличиться чиновники вносят поправки и не изучают этот вопрос до конца?
Гость_Шерзод :
В скандинавских странах включенные фары, это норма и необходимость так как, там погода по большей части пасмурная и облачная, именно поэтому, необходимость во включенных дневных фарах оправдана, чтобы пешеходы видели движущийся транспорт. В чем необходимость внесения такого закона у нас, если у нас 300 дней в году стоит солнечная жаркая погода! Включенных фар толком видно не будет, только лампочки поплавятся!
Гость_Анжелика :
Очень правильное решение. Безопасность водителей и пешеходов превыше всего. Включение огней действительно существенно облегчает ориентировку в пространстве. Стенать по этому поводу нет смысла. Поймёте, когда по катаетесь и убедитесь сами в правильности принятого решения.
Гость_Alexander :
Правильное решение. Фары даже при ярком солце помогают увидеть движущийся автомобиль особенно в зеркало заднего вида или боковые зеркала. Поддерживаю решение.
Гость_Гринч :
Обсалютная глупость в кубе. Если бы можно было генерировать тупость чиновников во что то полезное..