Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzЧем отличаются правила начисления амортизации в целях бухучета и налогообложения К каким видам доходов можно применить льготу по налогу на прибыль участникам СЭЗ Как использовать гарантийное удержание в хозяйственных договорах

По какой технологии будут работать онлайн-ККМ в Узбекистане?

08.10.2018

Читать на узбекском языке

Узбекистан определяет, какую систему передачи данных использовать для онлайн контрольно-кассовых машин. Государственный налоговый комитет и Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций планируют начать третий пилотный проект. На этот раз в качестве онлайн-ККМ можно будет использовать компьютеры, девайсы и платежные терминалы. Авторы предложения преподносят этот вариант как самый дешевый для предпринимателей. Так ли это на самом деле? На что нужно обратить особое внимание при проведении пилотного проекта?



Проект постановления Кабинета Министров «О мерах по внедрению и пилотному запуску системы онлайн контрольно-кассовых машин в Республике Узбекистан» предлагает в качестве онлайн-ККМ использовать компьютеры, девайсы и платежные терминалы. С точки зрения мирового опыта эта технология не является чем-то новым. Более того – опыт ее использования не всегда положителен. Пилотный проект – самое время все еще раз обдумать. Разобраться в тонкостях технологий корреспонденту norma.uz помог исполнительный директор предприятия по производству и обслуживанию ККМ ДП «Savdoelektronika» Владимир Гибель[1].

 

Устройство для предпринимателя


С 1884 года, когда братья Ритти изобрели кассовый аппарат, он становился все более востребованным. Он не только позволял кассиру быстрее и правильнее произвести расчет, но и обладал функцией, из-за которой налоговые органы впоследствии сделали его обязательным во всех розничных точках: он сохранял в памяти информацию обо всех платежах.


Совершенствование технологий ККМ не прекращалось ни на минуту. В последнее время активное развитие получили онлайн технологии, позволяющие дистанционно отправлять информацию в налоговые органы. Но как бы ни менялись технологии, ККМ всегда работает на предпринимателя, помогает ему вести точный учет товаров и правильно исчислять налоги для уплаты государству.


Контрольно-кассовые машины рассматриваются как инструмент предпринимателя и в законодательстве Узбекистана. Из постановления Кабинета Министров от 17.11.2011 г. № 306 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью» и государственного стандарта O'zDSt 1903:2010 следует, что они предназначены для:

  • автоматизации рабочего места (работы) кассира-оператора;
  • записи и хранения фискальных данных;
  • формирования фискальных документов;
  • печати кассового чека.

 

Без ККМ не будет работать и Закон «О защите прав потребителей». Только чек, пробитый через контрольно-кассовую машину и содержащий информацию, предусмотренную постановлением Кабинета Министров от 17.11.2011 г. № 306 и Едиными техническими требованиями, может служить гарантом реализации прав потребителя на возврат товара продавцу. В нем должны быть указаны наименования товара, стоимость которых была оплачена суммой, указанной в чеке.


С контрольно-кассовыми машинами Правительство связывает дальнейшее совершенствование системы защиты прав потребителей и обеспечения полноты поступлений в государственную казну.


Кассовый аппарат позволяет вести учет товара по такому параметру, как код товара. Эта цифровая маркировка товара в соответствии с постановлением Президента от 3.07.2018 г. №ПП–3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» позволяет отследить движение товара по стране, успешнее бороться с контрабандой и коррупцией.

 

По постановлению Президента от 26.06.2018 г. №ПП–3802 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы» параллельно с онлайн-ККМ внедряется система онлайн счетов-фактур. Интеграция данных систем позволит оперативно контролировать поступления выручки от продажи и исчисления налогов предпринимателям. Это будет способствовать искоренению такой порочной практики как пробивание выручки в конце дня, так как чеки будут содержать информацию с разбивкой по проданным товарам.

 

Однако в реалии ККМ в нашей стране воспринимаются как устройство налогового инспектора для контроля за инкассированием торговой точкой наличной выручки. Это привело к тому, что предприниматель не хочет вести автоматизированный учет товаров даже для своего блага. Потребители не желают брать чеки, поскольку отсутствие в них сведений о приобретенных товарах, по сути, превращают их в ненужный клочок бумаги. Сохранение такого подхода может привести к принятию решений, которые и вовсе лишат предпринимателей возможности автоматизации и совершенствования учета товаров с применением современных технологий.

 

Риски пилотного проекта

 

Заменять ККМ другими устройствами, в том числе и модернизированными под них, очень рискованно. Эти риски, однако, не учитываются пилотным проектом, который планируется начать в случае его утверждения постановлением Кабинета Министров «О мерах по внедрению и пилотному запуску системы онлайн контрольно-кассовых машин в Республике Узбекистан». А риски состоят в том, что в рамках пилотного проекта возможно применение в качестве онлайн-ККМ компьютеров, планшетов, смартфонов и терминалов.


При этом самым неудачным с точки зрения сохранения традиционных подходов к использованию контрольно-кассовых машин представляется возможность «впаять» в платежный терминал функцию контрольно-кассовой машины.


Во-первых, предприниматель будет ограничен в возможностях применения современных автоматизированных технологий учета товаров, поскольку технические требования к терминалам не позволяют «впаять» в терминал функционал контрольно-кассовых машин. Модернизированный терминал может передавать в налоговую только информацию о сумме, проплаченной покупателем.


Во-вторых, невозможно выполнение требований постановления Президента от 29.09.2017 г. № ПП–3300 о необходимости внедрения современных моделей контрольно-кассовых машин. В республике используются устаревшие модели расчетных терминалов, которые не соответствуют требованиям современной мировой практики по целому ряду параметров.

 

В-третьих, особенности устройства терминала не позволяют вести учет товара по наименованиям и такому параметру идентификации, как код товара.

 

Угроза утечки информации


Одной из важнейших функций контрольно-кассовых машин является обеспечение безопасности сохранения и передачи информации. Ввиду своей конструкции и устройства на должном уровне с этой задачей могут справиться только ККМ. К примеру, в Грузии пробовали от ККМ оставить только карты фискальных модулей, которые можно было использовать в любых устройствах. Но проект был приостановлен и в стране по-прежнему применяются полноценные онлайн контрольно-кассовые машины. Лучший мировой опыт перехода на онлайн предусматривает возможность модернизации самих контрольно-кассовых машин, что позволяет сохранить все функции ККМ. К примеру, по опыту России – установку фискальных модулей, Беларуси и других европейских стран – установку такс-модемов – специальных приставок к контрольно-кассовым машинам.


Использование компьютеров, планшетов и смартфонов не отвечает требованиям по безопасности сохранения и передачи информации. Они, по сути, лишают налоговые органы возможности вести контроль за выручкой предпринимателей. Как следствие, бюджет не досчитается больших сумм. С другой стороны, эти устройства не позволят добросовестному предпринимателю доказать свою правоту и приведут к новым фактам коррупции.


Во-первых, компьютеры, гаджеты и платежные терминалы не соответствуют требованиям по безопасности сохранения и передачи информации. Согласно приложению № 2 к проекту постановления Кабинета Министров «О мерах по внедрению и пилотному запуску системы онлайн контрольно-кассовых машин в Республике Узбекистан» планируется не допустить применение программного обеспечения, позволяющего модификацию (корректировку), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение фискальных данных.

 

Это требование возможно выполнить только в том случае, если следовать пункту 38 Единых технических требований. То есть установленное в ККМ программное обеспечение должно быть открыто с целью побитного сравнения с эталонной версией, которая при вводе данной модели ККМ в Государственный реестр ККМ предоставляется и хранится в библиотеке эталонных образцов. Оперативные системы компьютеров и девайсов не позволяют выполнить это требование, так как их программное обеспечение динамично, а соответственно не эталонируется, как того требует ККМ. В платежных терминалах, наоборот, программное обеспечение закрыто и доступ к нему имеют считанные лица, что делает невозможным работу с ним как того требуют технические требования к ККМ.


Во-вторых, в компьютерах и девайсах можно легко использовать скачанные из Интернета программы, имитирующие работу контрольно-кассовых машин. С их использованием можно без особого труда выдать покупателю чек, в котором указана та сумма, которую он заплатил, а в налоговую – этот чек или не отправить, или отправить с уменьшенной суммой. Бороться с использованием этих программ можно только путем увеличения штата налоговых органов и проводимых ими проверок. Но это сводит на нет смысл внедрения онлайн контрольно-кассовых машин.


В-третьих,
ни в одном из рассматриваемых устройств, за исключением контрольно-кассовых машин, нет специализированных устройств памяти, позволяющих производить длительное, не корректируемое бессбойное хранение фискальных данных, а также информации с подписью сервера. Последняя служит доказательством ее своевременной отправки в налоговые органы.


Следовательно, использование компьютеров, планшетов, смартфонов и терминалов не отвечают требованиям по безопасности сохранения и передачи информации. Они, по сути, лишают налоговые органы вести контроль за выручкой предпринимателей. Как следствие, бюджет не досчитается больших сумм. И с другой стороны, эти устройства не позволят добросовестному предпринимателю доказать свою правоту и приведет к новым фактам коррупции.


Дешевизна под вопросом

 

Одним из главных аргументов использования в качестве ККМ любых устройств, позволяющих встроить в них соответствующие программы и фискальные модули, является дешевизна для предпринимателей. Бизнесу не придется приобретать новые ККМ. На первый взгляд, самым оптимальным вариантом представляется переделка платежного терминала. Однако, специалисты склонны к противоположному мнению. Дело в том, что, кроме недостатков онлайн-ККМ на базе компьютеров и девайсов, им будут свойственны и другие.


Во-первых, предпринимателю не выгодно вкладываться в модернизацию терминала, так как он у него находится в аренде. Выкупать терминал тоже не выгодно – стоит он в среднем в 5 раз дороже онлайн контрольно-кассовой машины.


Во-вторых, терминал, модернизированный под онлайн-ККМ, будет ломаться чаще, чем обычный. В первую очередь, будет выходить из строя принтер, т.к. он не рассчитан на распечатку большого количества чеков. А печатать ему придется значительно больше, ведь через него будут пропускаться не только оплаты через банковские карты, но и наличными.


В-третьих, ремонт терминала с фискальным модулем обойдется дороже, чем обычный онлайн-ККМ. Ремонтом терминалов, ввиду особенностей их применения, могут заниматься только уполномоченные организации. На рынке ремонта терминалов нет реальной конкуренции. К тому же терминал усложнится и специалистам по ремонту придется платить за работу больше.


В-четвертых,
в случае поломки терминала с фискальной модулем, до восстановления его работоспособности магазин сразу лишается законной возможности проводить расчеты не только посредствам карт, но и наличными. Страдает в первую очередь потребитель, который в случае поломки не сможет сделать покупку ни за наличные, ни по карте.


В-пятых, наличие в терминалах дополнительных программ приведет к увеличению риска сбоев в работе не только серверов UzCard, но и всей банковской системы. В данном случае речь идет о программах, записанных в фискальном модуле и в терминале для обеспечения приема наличных средств.


В-шестых, то, что фиксация платежей через пластиковую карту и наличкой производится через одно устройство, облегчит проведение махинаций, «обналичку» и вывод денег в теневой бизнес.


Как быть?


При принятии окончательных решений стоит еще раз все хорошо обдумать и следовать при реформировании налоговой системы наставлениям Президента – не торопиться. Важно учитывать, что активное привлечение к созданию отечественной системы онлайн-ККМ отечественных специалистов – это еще и обеспечение их работой.


Оптимальным вариантом внедрения онлайн-ККМ представляется разработка с учетом лучшей мировой практики отечественной системы, учитывающей все местные реалии. Для решения этой задачи страна располагает необходимым научным, кадровым и производственным потенциалом.


Доверив решение задачи отечественным инженерам, программистам, конструкторам и производителям задачу можно будет реализовать:

  • с наименьшей финансовой нагрузкой на предпринимателей;
  • добившись уменьшения расходов и увеличения поступлений бюджета;
  • обеспечив реальное сокращение вмешательства в работу предпринимателей сотрудников контролирующих органов.

 

Все это выполнимо, если при реализации проекта предусмотреть:

  • возможность модернизации ККМ, имеющихся у предпринимателей;
  • применение технологий, позволяющих самомодернизацию блока, отвечающего за обработку передаваемых данных;
  • применение технологии блокчейн, которая позволит обеспечить прозрачность и некорректируемость данных (в том числе на сервере);
  • определение в качестве оператора фискальных данных организацию, заинтересованную в них, – это, прежде всего, Государственный налоговый комитет. Такая мера позволит не допустить удорожания и потерь при передаче данных, а так же проблем связанных с доступом, коррекцией и распространением персональной и финансовой (банковской) информации.

 

Олег Гаевой.



[1] Исполнительный директор предприятия по производству и обслуживанию ККМ ДП «Savdoelektronika» Владимир Гибель имеет:

  • опыт работы в сфере обслуживания ККМ с 1986 года;
  • 4 патента в данной сфере;
  • опыт участия в совместной с иностранными производителями разработке 2 моделей ККМ Phoenix 9000);
  • опыт разработки с нуля 3 моделей ККМ – DST 07, UFR 01 и Simurg 001 (причем UFR 01 и Simurg 001 это первые модели ККМ, разработанные полностью в Средней Азии);
  • наработки и опыт, приобретенный благодаря участию в проведении пилотного проекта по онлайн ККМ в АО «Дори Дармон» в 2015 году (совместно с ГУП НИЦ и ОАО «Фотон»);
  • связи с коллегами в разных странах, что позволило не только детально изучить положительный и отрицательный опыт других стран (в том числе наших соседей по СНГ, Прибалтики, стран Евросоюза и Южной Кореи), но и провести полноценный анализ данного опыта.

 


Комментарии (4)

Добавить комментарий

otto18539 :

2018-10-08 17:44:20

Во первых не убедили.
Во вторых наша страна не располагает, как ни горько это признавать, ни необходимым научным, кадровым и сомнительным производственным потенциалом.
В третьих предполагаемые потери бюджета будут возмещены со сторицей  развитием бизнеса.

Гость_Олег Гаевой :

2018-10-09 10:43:36

Уважаемый читатель! Благодарим Вас за интерес к нашим публикациям.
Страна находится на стадии выбора технологий, поэтому есть место дискуссиям. Открытое выражение различных мнений на этот счет поможет ответственным лицам при принятии итоговых решений. Поэтому желательно мысли подкреплять аргументами.

Гость_Алим :

2018-10-09 11:00:48

Будь хоть онлайн , хоть офлайн ККМ - пока предприниматель не пробьет чек- не будет поступлений в казну. Не с того начали. Какой предприниматель захочет показать свои доходы и выручку, он у нас "запуганный". А объединять два устройства в одно.... В момент когда ЕОПЦ в последний месяц "зависал" - каково было и продавцам и покупателям? - закрыть магазин останется.  По этому проекту было обсуждение ID-367. https://regulation.gov.uz/ru/document/367 много замечаний и по технической стороне и по не соблюдению основных законов РУз , особенно в глаза бросается закон о банковской и комерческой тайне- по проекту предприниматель передает информацию о своих продажах другому юр.лицу, которое в свою очередь передает информацию в ГНК, а может и не в ГНК, может и "конкурентам"..... Как то так. 

Гость_Дмитрий :

2018-10-09 12:08:05

Пройдя по ссылке, почитав, складывается вопрос; а зачем нужно юридическое лицо между субъектом предпринимательства и ГНК? Если это ОФМ передает данные полученные от ККМ в ГНК. Нельзя ли передавать информацию от ККМ напрямую в ГНК?  Это позволит убрать много вопросов, таких как: конфиденциальность информации, коммерческую тайну. Судя по проекту на предпринимателя "повесят" оплату в виде абонентской платы за передачу данных. Этот оператор будет взимать плату за информацию с предпринимателя, которая нужна для мониторинга ГНК?  Пусть ГНК и платит за информацию которая нужна ему!  

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_