Указ Президента от 12.05.2018 г. № УП-5441 «О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов» (далее – Указ) вызвал весьма оживленные дискуссии среди адвокатов.
Одним из самых обсуждаемых стало условие об оказании адвокатами юридической помощи на основании отдельных лицензий. Напомним, по Указу с 1 июля т.г. действующие адвокаты и лица, вновь получившие статус адвоката, оказывают юридическую помощь на основании отдельной лицензии по каждой выбранной специализации, устанавливаемой Палатой адвокатов совместно с Министерством юстиции. При этом действующие адвокаты смогут переоформить лицензию без переаттестации и уплаты сборов.
В этой связи возникают вопросы следующего рода.
Какие направления введут в рамках специализации адвокатов?
Дело в том, что правовую помощь принято условно делить на помощь по уголовным, гражданским, экономическим и административным делам. В Книге регистрации соглашений об оказании юридической помощи, заключаемых между адвокатами и доверителями (подзащитными) даже есть такая графа «Вид дела (уголовный, административный, гражданский, экономический или другой)». Туда вносятся данные о том, по какому делу он оказывал юридическую помощь тому или иному лицу.
Давайте обратим внимание на слово «другой». В практике адвоката помимо уголовных, гражданских, административных и экономических (хозяйственных) бывают и «иные» дела. В ордере адвоката об этом также указано. В нем отражается, что ордер выдан для оказания юридической помощи по административному, уголовному, гражданскому, хозяйственному или иному делу (нужное подчеркивается).
Что это за другие (иные) дела? Например, в рамках исполнительного производства в Бюро принудительного исполнения, когда адвокат оказывает правовую помощь взыскателю или должнику. Это может быть оказание юридической помощи в органах ЗАГС, нотариата, в кадастровой или налоговой службе, хокимияте и т.д.
Согласно статье 5 Закона «Об адвокатуре» адвокат может осуществлять представительство в суде, а также других государственных органах. Также указано, что при осуществлении профессиональной деятельности адвокат имеет право представлять интересы и защищать права физических и юридических лиц по их поручению во всех органах, предприятиях, учреждениях и организациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих вопросов.
Пример. Гражданин обратился к адвокату, для того, чтобы он сделал запрос в адресный стол (бюро) или в ГУП «Центр выдачи государственных ордеров и сведений на жилье г.Ташкента» для получения справки о лицах, давших согласие на приватизацию квартиры. Такая юридическая помощь относится к «иным» делам.
Поэтому на данный многие адвокаты в замешательстве: как быть с этими делами? Какая именно специализация позволит оказывать юридическую помощь по «иным» делам?
В некоторых случаях, изначально неизвестно, каким будет дело: административным или уголовным. Например, два человека подрались – идет доследственная проверка, дело еще не возбуждено. Станет ли это дело уголовным или административным, по большей части будет зависеть от результатов судебно-медицинской экспертизы. И тут может возникнуть сложность.
Например, договор заключен с адвокатом, имеющим лицензию по специализации «административное право», но в дальнейшем в отношении доверителя возбуждено уголовное дело. Получается, что в этом случае адвокат уже не сможет вести это дело и вынужден будет «бросить» его? Поэтому, на наш взгляд, было бы целесообразным эти специализации объединить в одну: «уголовное и административное право».
Как новыми правилами будет урегулирован такой вид адвокатской деятельности, как юридическое обслуживание организаций?
Дело в том, что многие адвокаты, занимаясь различными видами юрпомощи, ведут и юридическое обслуживание организаций. Как быть в этом случае?
По нашему мнению, юридическим обслуживанием может заниматься любой адвокат, также как и «иными» делами, представляя права и интересы обратившихся к нему граждан во всех органах, предприятиях, учреждениях и организациях. Смогут ли такие адвокаты на основании одной лицензии (например, по гражданским или уголовным делам) заниматься и юробслуживанием? Вопрос пока остается открытым.
Сможет ли адвокат, получивший лицензию по одной специализации, в дальнейшем получать лицензии и на другие виды юридической помощи?
И это самый главный вопрос. Ведь в настоящее время большая часть адвокатов занимается одновременно несколькими видами дел. Если оставить им право оказывать только один вид юридической помощи, это существенно повлияет на их материальное и моральное состояние.
Напомним, что многие адвокаты уже дважды сдавали экзамены и получали лицензии на право адвокатской деятельности. Причем оба раза лицензии выдавались бессрочно. В 2009 году на основании постановления Кабинета Министров «О совершенствовании порядка лицензирования адвокатской деятельности и создания адвокатских формирований» работающие адвокаты пересдали квалификационные экзамены и получили новые лицензии и удостоверения, а действующие на то время адвокатские формирования прошли перерегистрацию.
Сейчас практикующие адвокаты очень надеются, что Палата адвокатов совместно с Министерством юстиции переоформят их лицензии по всем выбранным ими специализациям с освобождением их от переаттестации и уплаты сборов. То есть, если адвокат укажет, что он занимается и гражданскими, и уголовными, и административными, и экономическим делами, то ему, соответственно, разрешат заниматься всеми этими видами адвокатской практики. Иначе получится «нонсенс». Например, адвокат много лет берет разные дела, а его поставят перед сложным выбором – заниматься чем-то одним.
Разумно, если лицам, получающим статус адвоката и лицензию на одну специализацию после 1 июля, разрешат проходить аттестацию и получать лицензии по другим специализациям. Если адвокат хочет и, главное, может заниматься разными категориями дел, пусть работает по всем направлениям. Ведь в вузе он изучает все отрасли права, о чем получает соответствующий диплом. И адвокат, как и любой гражданин, имеет право развивать свой профессионализм и расширять круг своей специализации.
По сути, предлагается принцип: «один адвокат – несколько специализаций», поскольку иной подход («один адвокат – одна специализация») будет противоречить и действующему законодательству, и устоявшейся практике. Так согласно статье 9 Закона «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» каждый вправе обратиться за юридической помощью по своему выбору к любому адвокату для защиты своих прав, свобод и законных интересов. Т.е. введение принципа «один адвокат – одна специализация» пойдет в разрез с действующими гарантиями адвокатской деятельности и ограничит права и полномочия адвокатов.
От редакции: на днях Министерство юстиции в фейсбук-группе «Адлия билан мулокот/Диалог с юстицией» опубликовало обращение. В нем подчеркивается, что «…адвокатская лицензия будет одна, с указанием в ней различных специализаций, а действующие адвокаты будут иметь право продолжать свою деятельность по всем видам специализации». Тогда как по Указу действующие адвокаты и лица, вновь получившие статус адвоката, оказывают юридическую помощь на основании отдельной лицензии по каждой выбранной специализации.
Надеемся, что в скором времени все спорные вопросы решат и приведут к общему знаменателю.
Ленара Хикматова.
Комментарии (4)
Добавить комментарийГость_юрист :
Очень интресный обзор с детальным рассмотрением каждого нюанса в плане нововведений. В целом согласен с тем что адвокат не может быть да и не должен быть ограничен в возможностях оказания своих услуг, разделей лицензий по основным отраслям права в принципе допустима но должно предусматривать получение адвокатом нескольких таких лицензий и это действительно ключевой вопрос реформы системы. Другой момент который полностью не раскрыт также требует детальной регламентации например наличие статтуса адвоката и возможность занятия любыми видами деятельности странно что до сих пор это не допускается, да конечно все мы знаем что адвокат оказывает помощь а это некоммерческая деят-ть согласно закона но ведь в последней главе налогового кодекса очевидно что помощь тоже бизнес... и третий момент который не раскрыт в данной статье это возвожность получения лицензии при сокращенной пркатике (3 мес) либо наличия стажа работы в госорганизации не менее 7 лет (насколько я помню) - дейсвительно приятная новость это настоящий прогресс, до сегодняшнего дня действующая схема получения лицензии максимально забюрократизирована во первых почему человек имеющий диплом юриста не может стать адвокатом без пркатики? ведь этот юрист может иметь большой стаж работы и иметь опыт которого куда побольше чем у студента имеющего пусть 2 летнюю практику в адвокатуре...во вторых очень положительно что теперь лицензию можно будет получить имея стаж работы но несколько смущая госорганы и госорганизации уж больно заужается круг потенциальных адвокатов из числа имеющих опыт в частных организациях, при этом в чем заключается преимущество юриста который 7 лет отсидел в госорганизации (например подрядная организация с госдолей) и юриста имеющего стаж работы во многих частных предприятиях (оптовка,производство,услуги итд) согалситесь нелогично и несправедливо.
Гость_Адвокат :
Очень хорошая и нужная статья. Думаю Палата адвокатов и Министерство юстиции прочитают ее и разрешат "старым" адвокатам заниматься всеми видами юр.услуг. Пора бы также поднимать вопрос и налогообложения адвокатов, в настоящее время он свыше 50%.
Гость_Акмаль-адвокат :
В конце концов нужно уже расширить уровень независимости адвокатуры от ветвей власти, упрочить правовые гарантии профессиональной деятельности адвокатов. В адвокатуре Узбекистана полно других проблем, зачем нужно было поднимать вопрос лицензий, не понятно. Сначала нужно решать другие проблемы, которых не мало. Лицензии - это непервоочерендной вопрос. В каких странах имеется разделение по лицензиям адвокатов? Самый актуальный вопрос - это вопрос налогообложения. Пока адвокатов "душат" налогами, они не будут независимыми. Пока у них нет равных прав с исполнительной властью, они не будут конкурировать на равных. Нужно дать возможность адвокатам работать по совместительству, заниматься бизнесом. В конце концов они не гос.служащие, к каковым их хотят приравнять. Дайте больше прав и свобод адвокатам, существенно уменьшите налоги, вот тогда адвокатура в Узбекистане поднимется. А все остальные вопросы - потом.
Гость_О. В.Ни в одной стране мира адвокат не ргран :