Норма, N 46 от 20 ноября 2012 года
Наша фирма является плательщиком единого налогового платежа, занимается оптовой торговлей. Разъясните, пожалуйста, как правильно ведется учет и регистрация входящих и исходящих договоров?
А.Нуриева.
– Законодательство не предъявляет жестких требований к внутреннему порядку ведения учета юридическими лицами входящих и исходящих договоров. Поэтому в данном вопросе каждая организация вправе самостоятельно определять приемлемые для себя нормы и правила.
Если документооборот организации большой, то рекомендуется принять локальный акт по предприятию, регламентирующий правила ведения учета, регистрации и хранения договоров.
Учет входящих и исходящих договоров рекомендуется вести в специальном журнале (в электронном виде), состоящем из следующих граф:
регистрационный номер договора;
дата договора;
наименование контрагента;
предмет договора;
срок действия;
ответственное подразделение (ответственный исполнитель);
цена договора;
наличие приложений;
Ф.И.О. и должность лица, подписавшего договор.
Экземпляры входящих и исходящих договоров рекомендуется формировать в дела в соответствии с утвержденной на предприятии номенклатурой. Дела могут быть сформированы по видам договоров (например, договоры поставки товаров, купли-продажи зданий, помещений, аренды нежилых помещений, автотранспортных средств, подряда и т.д.) либо по контрагентам или видам деятельности, а также в соответствии с иной классификацией. Принципы классификации договоров на предприятии должны быть разработаны таким образом, чтобы обеспечить их максимально быстрый поиск, нужно обоснованно распределять документы и формировать дела.
ПРИМЕРЫ.
1. При работе с определенной страховой компанией удобно все договоры, заключаемые с ней, формировать в одно дело, например, «Договоры, заключенные со страховой компанией «SUGURTA». В него могут войти договоры обязательного страхования гражданской ответственности работодателя, страхования имущества, обязательного страхования владельцев транспортных средств, добровольного медицинского страхования и др.
2. В коммерческих службах можно выделить следующие виды договоров: типовые договоры поставки, международные договоры поставки, общие договоры, которые включают договоры на перевозку грузов, договоры складского хранения и др.
При хранении и формировании дел к договорам должны быть приложены (при наличии) соглашения о внесении в них изменений и дополнений, о расторжении, письма об изменении реквизитов контрагентов, а также о расторжении договоров в одностороннем порядке. Такие письма, полученные от контрагента, должны быть зарегистрированы. Письма, направляемые организацией контрагенту, тоже должны пройти регистрацию и иметь отметку о получении уполномоченным лицом контрагента. Дополнительно к каждому исходящему договору могут быть приложены листы согласования с визами специалистов (юрисконсультов, специалистов финансовых служб и других – при необходимости).
Комментарии (5)
Добавить комментарийГость_Альбина :
Спасибо большое за подробное объяснение, очень помогли
Гость_Finansist :
какие приложения к договору обязательны? Мы являемся производственным предприятием.Должны ли мы требовать у покупателя справку о наличии ККМ ?
Гость_ :
rimma.norma [админ]:
Гость_Шараф Рузметов :
Пунктом 11 приложения к Постановлению КМ РУз от 26.11.2002 г. № 407 установлена норма, при оптовой реализации юридическим лицам, занимающимся розничной торговлей, к договору должна быть приложена справка органа государственной налоговой службы по месту регистрации покупателя о наличии стационарной торговой точки и регистрации контрольно-кассовой машины.
При реализации товаров мелкими партиями физическим лицам, занимающимся розничной торговлей через стационарные торговые точки, к договору должна быть приложена справка органа государственной налоговой службы по месту регистрации покупателя о наличии стационарной торговой точки и регистрации контрольно-кассовой машины.
Обратите внимание, при оптовой реализации, а не при оптовой торговле.
Однако, пунктом 1 установлено, что настоящее Положение не распространяется на юридических лиц, производящих и реализующих продукцию собственного производства, а также на отношения в области электронной коммерции.