Норма, N 30 от 31 июля 2012 года
На организованном Комитетом Законодательной палаты по вопросам промышленности, строительства и торговли семинаре отмечалось, что в Узбекистане под руководством Президента страны сформировалась и активно проводится государственная политика создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, устранения излишних административных барьеров, введен принцип приоритета прав бизнесменов во взаимоотношениях субъектов предпринимательства с государственными, правоохранительными и контролирующими органами. За годы независимости в республике принято в общей сложности более 400 нормативных актов, направленных на демократизацию и реформирование экономики. Они не только стали прочным правовым фундаментом дальнейшей либерализации и модернизации общества, но и явились гарантом необратимости проводимых рыночных реформ.
Своими мнениями и предложениями по данному поводу поделились депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, члены фракции Либерально-демократической партии Узбекистана - Собир Жабборов, возглавляющий указанный комитет, и Полянте Свешников, имеющий практический опыт в сфере предпринимательства и тесную связь с бизнес-сообществом.
Приоритет развития бизнеса в Узбекистане подтвердился опубликованием в печатных и электронных СМИ указов Президента Республики Узбекистан "О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур" и "О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству". Это вызвало одобрение депутатов нижней палаты парламента, представителей малого и частного бизнеса, да и всего населения в целом.
Указ "О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур" (от 16.07.2012 г. N УП-4453) символизирует новый этап в последовательном и целенаправленном совершенствовании благоприятного делового климата в стране.
Следует отметить, что это уже третий нормативно-правовой акт, направленный на сокращение разрешительных процедур и расширение уведомительного порядка регистрации бизнеса. В 2011 году были отменены 65 видов подобных процедур.
В целях дальнейшей либерализации экономики с 1 августа 2012 года отменяются еще 80 разрешительных процедур, из них в капитальном строительстве, недропользовании - по 10, в сфере охраны окружающей среды и природопользования - 6, сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела - 14, в производстве - 4, в банковском деле, на рынке ценных бумаг, в биржевой торговле и страховой деятельности - 8, в сфере автомобильного, железнодорожного, речного и воздушного транспорта - 12, торговле - 3, культуре и спорте - 5, в прочих сферах - 8. Учтены практически все области предпринимательской деятельности.
Кроме того, 11 видов деятельности выведены из категории лицензируемых. Еще 10 упраздняются путем их объединения. По 4 видам лицензируемой деятельности лицензии выдаются без ограничения срока действия, что позволит бизнесменам лишний раз не отвлекаться на административные проволочки, да и органы управления не будут обременены мониторингом контрольных периодов. А Кабинету Министров республики поручено критически пересмотреть размеры сборов, уплачиваемых субъектами предпринимательства за получение лицензий и документов разрешительного характера на осуществление предпринимательской деятельности, и принять меры по их оптимизации - удешевлению не менее чем в 2 раза.
Немаловажно и то, что Указом для коренного совершенствования системы отчетности и порядка ее представления в соответствии с требованиями рыночной экономики, международными нормами и стандартами предусмотрено кардинальное сокращение статистической и налоговой отчетности. Так, с III квартала 2012 года для крупных предприятий отменяются 2 вида статотчетности, а для малых предприятий и микрофирм - 1 вид. С 1 января 2013 года отпадет необходимость представлять 65 форм статистической и 11 форм налоговой отчетности. Помимо этого, уже с 1 июля сокращена периодичность сдачи в статорганы 12 отчетных форм, а с 1 января 2013-го хозсубъекты будут реже отчитываться в статистические (по 11 формам) и налоговые (по 12 формам) органы.
Также с нового года представители бизнеса не будут ежемесячно представлять налоговую отчетность по всем видам налогов и обязательных платежей (за исключением налога на сверхприбыль).
В перечне мер, утвержденных данным Указом, запланирован поэтапный перевод до конца 2014 года всех субъектов предпринимательства на электронную систему сдачи статистической, налоговой и финансовой отчетности, а также внедрение в период 2012-2016 годов электронных форм подачи заявлений на получение лицензий и разрешений через сеть Интернет. Предусмотрено и создание единого веб-сайта, с размещением на нем информации о перечне лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур, а также других сведений, что, несомненно, послужит интересам предпринимателей и создаст атмосферу прозрачности и открытости, а значит, коренным образом улучшит предпринимательский климат в стране.
Вторым Указом главы государства "О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству" (от 18.07.2012 г. N УП-4455) дана критическая оценка современному состоянию деловой среды. Отмечено, что условия ведения бизнеса еще не в полной мере отвечают требованиям и принципам свободной рыночной экономики. Именно поэтому принят целый комплекс мер, которые планируется осуществить в 2013-2014 годах, для сокращения, упрощения и повышения уровня прозрачности всех видов процедур, связанных с деятельностью предприятий, внедрения общепринятой в мировой практике системы критериев оценки условий ведения бизнеса и на этой основе дальнейшего повышения международного рейтинга уровня делового и инвестиционного климата страны.
В частности, уже с 1 августа вводятся конкретные нормы и меры, направленные на дальнейшее улучшение условий для предпринимателей в сфере регистрации и начала осуществления бизнеса, договорных отношений и ответственности за их выполнение, внешнеэкономической деятельности, трудовых отношений и прочих направлениях.
Программой предусматриваются меры по ускорению регистрационных процедур; оптимизации бизнес-процессов кредитования и совершенствования деятельности кредитных бюро; усилению защиты прав и интересов инвесторов; снижению налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства и совершенствованию системы налогового администрирования; либерализации процедур, связанных с осуществлением внешнеторговых операций, и т.д.
Без сомнения, претворение в жизнь положений данных указов позволит кардинально улучшить деловую среду, послужит ликвидации бюрократических препон и элементов коррупции, сократит и упростит административные процедуры и, в конечном счете, создаст наиболее благоприятные условия для успешного ведения бизнеса в стране.
Своей первостепенной задачей члены УзЛиДеП, представляющей интересы представителей бизнес-сообщества, считают не только разъяснение положений вышеупомянутых указов главы государства, но и всемерную их реализацию, а также мониторинг исполнения властными и контролирующими органами.
Маъруф Усманов,
главный консультант
ООО "Объединенная редакция "Norma".
Комментарии (4)
Добавить комментарийГость_А.Т. Юнусова - депутат парламента :
В последние годы вопросам развития малого бизнеса и частного предпринимательства уделяется большое внимание как со стороны государства, так и общества в целом. И это не случайно, т.к. благодаря этому создаются новые рабочие места, повышается благосостояние населения, наращивается производство, сокращается импорт и увеличивается экспорт, повышается собираемость налогов, меняется психология и многое другое. Вероятно, что такого рода нормативные акты будут иметь продолжение. Это предопределено мировыми процессами в сфере экономики, а также заложенными на средне срочную перспективу законотворческой деятельности Концепцией главы государства по дальнейшему углублению демократических реформ и формированию гражданского общества в стране.
Наша партия, Народно-демократическая партия Узбекистана, также считает своим долгом содействовать развитию предпринимательства, направляя при этом результаты его деятельности во благо социальной защиты всех слоев общества.
Гость_Sh.R.Tashhujaev- “Adolat”SDP :
Знаете, Социал-демократическая партия «Адолат» тоже не стоит в стороне. А конкретно от первичных организаций до Центрального Кенгаша:
- чтобы эти Указы эффективно заработали проводим и будем продолжать разъяснение и обучение бизнесменов;
- будет проводиться мониторинг исполнения данных Указов Президента страны во всех регионах.
Кроме этого, члены фракции в нижней палате парламента заняты работой по имплементации в национальное законодательство положений Указов по развитию предпринимательства, а в плане контрольно-аналитической деятельности будет изучено их исполнение в ряде регионов и ведомствах.
botir2002 :
Гость_И.Якубов – горсовпроф :
Действительно значение Указов Президента Республики Узбекистан непреходяще на данном этапе развития бизнеса в стране. Согласен с тем, что должен пройти небольшой период времени, в течение которого необходимо не только адаптировать все нормативные акты под них, но и провести организационно-разъяснительную работу среди предпринимателей. В свою очередь, профсоюзы должны также предпринять усилия по созданию структур, которые будут защищать трудовые права не только работников, но и интересы работодателей.