Норма, N 10 от 6 марта 2012 года
С удовольствием знакомлюсь с материалами вашей газеты, где печатаются ответы на вопросы, в частности, разъяснения по вопросам труда и отдыха.
Работаю участковым врачом в семейной поликлинике с 1997 года. Имела I категорию.
С октября 2009-го по 2011 год находилась в гарантированном государством отпуске по уходу за новорожденным ребенком. Поскольку ребенок хворал, поставив в известность администрацию поликлиники, вышла на работу через 2 года и 20 дней, то есть на 20 дней позже положенных 2 лет.
Каждые 3 года участковым врачам добавляли 10% к основной зарплате, так что моя надбавка составляла 40%.
Сейчас с меня сняли и надбавки, и категорию, мотивируя тем, что у меня прерван стаж.
Знакомые объяснили, что так не бывает.
Прошу разъяснить, права ли администрация и как я должна поступить?
З. Норхужаева,
г. Ташкент.
- Постановлением Кабинета Министров "Об утверждении усовершенствованной системы оплаты труда медицинских работников" от 21.12.2005 г. N 276 (далее - ПКМ N 276) утверждены и введены в действие с 1 января 2006 года тарифная сетка по оплате труда медицинских и фармацевтических работников государственных учреждений Республики Узбекистан (приложение N 1 к ПКМ N 276) и Положение о порядке и условиях оплаты труда медицинских и фармацевтических работников государственных учреждений Республики Узбекистан (приложение N 2 к ПКМ N 276).
Для врачебного персонала разряды устанавливаются по тарифной сетке в зависимости от занимаемой должности и соответствующей категории (пункт 10 приложения N 2 к ПКМ N 276). Например, врач-специалист I категории имеет 8 разряд, врач общей практики I категории - 9 разряд и т.д.
Надбавки за продолжительность стажа непрерывной работы в отдельных учреждениях, подразделениях и должностях (пункт 24 приложения N 2 к ПКМ N 276) устанавливаются участковым терапевтам, подростковым врачам, участковым педиатрам и участковым медицинским сестрам территориальных участков поликлиник, заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями в поликлиниках в размере:
за первые 3 года стажа непрерывной работы и за каждые последующие 2 года - по 10% от тарифной ставки;
максимальный размер надбавки - 40%.
Во исполнение ПКМ N 276 постановлением Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты населения, Министерства финансов утверждено Положение о Фонде материального стимулирования и развития медицинских организаций (далее - Положение N 1537).
Решение об эффективном, адресном расходовании средств Фонда принимаются специальными комиссиями, создаваемыми при медицинских учреждениях, во главе с руководителем соответствующего медицинского учреждения и с участием представителей профсоюзной организации (пункт 3 ПКМ N 276).
Согласно Положению о специальных комиссиях в медицинских учреждениях для распоряжения средствами Фонда материального стимулирования и развития медицинских организаций (далее - Положение N 1536), Комиссия организует материальное поощрение путем установления ежемесячных надбавок в конкретных размерах к базовым тарифным ставкам отличившимся медицинским работникам за счет средств Фонда и рассматривает вопросы изменения размеров этих надбавок и их отмены (пункт 4 Положения N 1536).
Решение Комиссии оформляется протоколом ее заседания, который подписывается председателем и всеми присутствующими членами Комиссии, и заверяется печатью медицинского учреждения (пункт 9 Положения N 1536).
Председатель Комиссии обеспечивает объективность и гласность в ее работе и соблюдение требований действующего законодательства при принятии Комиссией решений по распоряжению средствами Фонда (пункт 11 Положения N 1536).
Стаж непрерывной работы по специальности медицинским и фармацевтическим работникам, дающий право на получение надбавок за продолжительность работы, определяется согласно приложению N 3 к приложению N 2 к ПКМ N 276. Документом для определения стажа работы по специальности является трудовая книжка.
Установлены периоды времени, подлежащие включению в непрерывный стаж работы, при условии, если им непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала работа, дающая право на надбавки. Например, время, когда работник не работал, но сохранял за собой место работы (должность) и получал пособие по государственному социальному страхованию, кроме периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 2 (3) лет.
Также предусматриваются условия сохранения непрерывного стажа работы при поступлении на работу на должности медицинских и фармацевтических работников после увольнения с работы.
По вашему обращению усматривается, что вы с 1997 года находитесь в трудовых отношениях и трудовой договор не прекращался. А период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (2 года и 20 дней - с октября 2009-го по 2011 год) исключен из непрерывного трудового стажа. То есть ваш общий трудовой стаж на эти 2 года и 20 дней не увеличился, но и не прервался. И на этом основании считать ваш трудовой стаж прерванным необоснованно.
Постановлением Кабинета Министров "О совершенствовании системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников" (от 18.12.2009 г. N 319) утверждено Положение о порядке повышения квалификации и переподготовки медицинских работников (далее - Положение N 319). Пунктом 33 Положения N 319 установлено, что суммарная обязательная продолжительность всех форм повышения квалификации медицинских работников для получения квалификационной категории, при обучении с отрывом и без отрыва от основной работы, устанавливается за каждые 5 лет для врачебных кадров - не менее 8 недель (288 часов).
Вы в письме указали, что, работая участковым врачом с 1997 года, имели I квалификационную категорию. Однако когда обучались в последний раз в системе повышения квалификации для получения квалификационной категории, вы не указали.
Согласно пункту 62 Положения N 319 в контроль и оценку качества повышения квалификации и переподготовки медицинских работников входит итоговый контроль, включающий в себя аттестацию по специальности по завершении обучения.
Следовательно, вопрос установления или отмены квалификационной категории - это прерогатива аттестационной комиссии, утверждаемой приказом ректора (директора) учреждения, осуществляющего повышение квалификации и переподготовку медицинских работников.
Таким образом, содержание вышеперечисленных норм позволяет сделать вывод о том, что в действиях руководства вашего учреждения усматривается нарушение требований законодательства, при условии выполнения с вашей стороны вышеназванных требований.
Поскольку ответственность за объективность, правильность и соблюдение порядка формирования и расходования средств Фонда несут соответственно руководители медицинских учреждений, члены специальных комиссий, а также руководители вышестоящих органов управления здравоохранения (пункт 20 Положения N 1537), вам необходимо обратиться в Главное управление здравоохранения г.Ташкента для защиты своих трудовых прав.
Абдусалам РИСКУЛЛАЕВ,
наш эксперт-юрист.
Комментарии (1)
Добавить комментарийГость_Г.Д. Саттарова,к.ю.н. :
Большое спасибо А.А. Рискуллаеву за подробное разъяснение.
В дополнении могу заметить, что Законом Республики Узбекистан «О занятости населения» в новой редакции содержится специальная статья, раскрывающую принципы государственной политики в области занятости и защиты трудовых прав населения: «…обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободный выбор занятости всем гражданам независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда».
Вопрос возник в:
- социальной сфере – системе здравоохранения Узбекистана, где большая часть работающих – женщины, вероятно, и главный врач также женщина;
- Год семьи – женщина, имеющая столь нужную обществу специальность и маленького ребенка, выходит на работу и именно поэтому ее в этом начинании нужно поощрить.
Система действующего законодательства построена таким образом, что вопросы трудоустройства населения, особенно той ее категории, которая нуждается в особой защите государства (в нашем случае женщина-семья-ребенок), должны решаться совместными усилиями.