КАК ИЗБЕЖАТЬ
СТОЛКНОВЕНИЙ
Таможенная оценка стоимости товаров является "лидером" среди вопросов, задаваемых редакции участниками внешнеэкономической деятельности. Причиной вызываемых ею многочисленных споров служит разное прочтение информации для оценки таможенниками и предпринимателями.
Основное требование Соглашения ВТО о таможенной оценке* к информации, представляемой импортером для подтверждения таможенной стоимости, - использование объективных и поддающихся количественному определению данных. При этом подробные положения для каждого метода определения таможенной стоимости разъяснены в Пояснительных примечаниях - приложении N 1 к этому документу.
В национальном законодательстве порядок использования представленной информации для каждого метода таможенной оценки регламентирован Инструкцией по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан. Ею установлено: заявляемая декларантом таможенная стоимость и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Информацию для определения таможенной стоимости методами 1-5 представляет декларант. Вопрос ее документального подтверждения определен перечнем документов, представляемых для таможенного оформления.
ДЛЯ РАСТАМОЖКИ
Основными документами для таможенного оформления товаров являются грузовая таможенная декларация и декларация таможенной стоимости по установленным формам ДТС-1 или ДТС-2, а также другие необходимые для таможенных целей документы, представляемые декларантом в установленном порядке. В их перечень** включены:
контракт (договор, соглашение);
сертификат о регистрации контракта (договора, соглашения) в МВЭСИТ в случаях, предусмотренных законодательством, и(или) контракт с отметкой о постановке на учет в уполномоченном банке;
паспорт импортной сделки (за исключением случаев поставки товара в счет уставного фонда для предприятий с участием иностранного капитала, а также осуществления поставки в рамках технической, гуманитарной помощи, на безвозмездной основе);
платежные документы (платежное поручение, квитанция, акт сверки и т.п.), подтверждающие уплату таможенных платежей. В случаях предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей вместо платежного документа представляется письмо-заключение территориального управления ГТК, подтверждающее обеспечение уплаты таможенных платежей залогом товара и транспортных средств, гарантией банка или внесением на депозитный счет таможенного органа причитающихся сумм;
транспортные и товаросопроводительные документы (инвойс);
сертификат соответствия, для отдельных видов товаров, определенных Кабинетом Министров;
сертификат происхождения товаров (в случаях, когда его необходимость зафиксирована в контракте, в национальных правилах страны ввоза или предусмотрена международными обязательствами Узбекистана);
лицензия (для товаров, подлежащих лицензированию);
в необходимых случаях - разрешения уполномоченных органов и фитосанитарный, карантинный (ветеринарный) сертификаты, сертификат качества.
ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
Правилами заявления и контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан установлено, что в необходимых случаях для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости декларант также должен представить следующие документы:
учредительные документы лица, перемещающего товар;
договор (контракт) и допсоглашения к нему (если они предусмотрены);
счет-фактуру (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформу (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и(или) бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара;
транспортные и страховые документы, если они имеются, в зависимости от условий поставки;
счет за транспортировку или официально заверенную калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в счет-фактуру;
таможенную декларацию страны отправления (если имеется);
упаковочные листы и др.
В ДОПОЛНЕНИЕ
Для отдельных видов сделок в качестве дополнительных сведений таможенный орган может затребовать:
контракты с третьими лицами, имеющие отношение к сделке;
счета за платежи третьим лицам в пользу продавца;
счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром;
бухгалтерскую документацию;
лицензионные или авторские соглашения;
экспортные (импортные) лицензии;
складские квитанции;
заказы на поставку;
каталоги, спецификации, прейскуранты цен (прайс-листы) фирм-изготовителей;
калькуляцию фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма согласна ее представить узбекскому покупателю);
другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ДОСТОВЕРНОСТЬ?
Необходимо отметить, что законодательством не определены понятия достоверности и количественно определяемой информации. Международные и национальные правила утверждают формы различных документов и порядок их заполнения, а также указывают, где и какие подписи и печати должны быть проставлены. Таможенный орган может проверить правильность заполнения документов. Но он фактически не может установить, насколько достоверна вписанная в них информация.
Поэтому должностные лица таможенных органов оценивают доказательства исключительно по своему внутреннему убеждению. А потому решение вопроса о таможенной стоимости товара зависит исключительно от субъективного мнения чиновника, наделенного широкими полномочиями.
При рассмотрении проекта новой редакции Таможенного кодекса члены Экспертного совета Проекта ПРООН "Совершенствование системы таможенного администрирования в Республике Узбекистан" также указывали на то, что и в законопроекте отсутствуют критерии достоверности и достаточности доказательств, не раскрывается понятие "количественно определяемой информации" и не установлены критерии этого количества. При такой редакции, как было отмечено на заседании Экспертного совета, таможня фактически работает по принципу презумпции виновности декларанта - если декларант не в состоянии представить какой-либо документ, таможенный орган признает недостоверной декларируемую им таможенную стоимость. В этой связи было предложено определить конкретные критерии достоверности и(или) достаточности, которым должны соответствовать документы и сведения, представляемые декларантом.
P.S. Теперь остается только уповать на то, что в работе над новым Таможенным кодексом эти рекомендации будут учтены и в практике применения нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы определения таможенной оценки товаров, в перспективе произойдут позитивные изменения, позволяющие исключить досадные коллизии, создающие проблемы как для предпринимателей, так и для таможенных органов.
-------------------------------------------------------------
*) Соглашение по применению Статьи VII Генерального соглашения по таможенным тарифам и торговле 1994 года (Марракеш, 15 апреля 1994 года).
**) Перечень документов, представляемых таможенным органам при оформлении экспортно-импортных грузов (утвержден МВЭС, МФ и ГТК, зарегистрирован МЮ 8 апреля 1998 года N 428).
Гульнора АБДУНАЗАРОВА, корр. "НТВ"
Опубликовано в газете "НТВ" N 10 от 8 марта 2010 года