Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
СК-2025: ҚҚС бўйича янги имтиёзлар ва экспортда ноль даражали ставкани тасдиқлаш тартибини соддалаштириш 2025 йилда ер солиғида нималар ўзгаряпти Чет давлатлар автотранспорт воситаларининг Ўзбекистон ҳудудига кирганлиги ва унинг ҳудуди орқали транзити учун йиғимни тўлаш тартиби

РЕГИОНАМ - ЭКОНОМИКУ "ЗАБОТЫ"

01.05.2012

Норма, N 18 от 30 апреля 2012 года

 

Комитет по бюджету и экономическим реформам Законодательной палаты Олий Мажлиса совместно с Министерством финансов и проектом ПРООН «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» провели семинар «Государственный бюджет как инструмент обеспечения социального развития регионов страны». В нем приняли участие депутаты, руководители и специалисты ряда министерств и ведомств, представители Комитета женщин Узбекистана, ученые.

Открывая семинар, председатель Комитета по бюджету и экономическим реформам Бахтиёр Иминов отметил, что Госбюджет, являясь основным финансовым планом страны, имеет силу закона, так как его проект ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом. Именно он, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, фиксирует направления расходования средств, в том числе по отраслям и регионам, выражает экономическую политику государства. При этом бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, именно через него осуществляется социальная политика. Свидетельством тому – расходы Государственного бюджета на социальную сферу, которые увеличились с 43,5% в 2000 году до 58% в 2011-м. При этом на образование в прошлом году направлено 33,4%, на здравоохранение – 13,3%, на социальные пособия семьям с детьми и малообеспеченным семьям – 8,2%. А доля расходов местных бюджетов в целом в Госбюджете увеличилась с 47,8% в 2000 году до 57,8% в 2011-м.

О роли и значении местных бюджетов в развитии регионов шла речь в представленной заместителем министра финансов Ёркином Турсуновым презентации.

Госбюджет нашей страны составляет более 20% от ВВП. 54% его средств вливается через местные бюджеты, что требует усиления адресности, целенаправленности социальных расходов.

В этом контексте примечательно то, что доля расходов на социальную сферу в бюджете страны с 1991 года (26,2%) возросла более чем вдвое (58,1% – в 2012 году). При распределении финансовых средств основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения и образования. В 2012 году в структуре местных бюджетов расходы на социальную сферу и социальную поддержку населения составят 89,5%, из которых 10,2% – на социальные пособия семьям с детьми и малообеспеченным семьям, 56,1% – на образование, 21,7% – на здравоохранение. Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

В рамках презентации была представлена информация о механизмах взаимодействия Государственного бюджета с местными бюджетами, роли местных бюджетов в развитии регионов страны.

Международным опытом об особенностях влияния государственного бюджета на социальное развитие поделилась эксперт Катрин Шнайдер. В своем выступлении международный эксперт сделала акцент на основных компонентах социального бюджетирования.

Эффективность и темпы развития экономики каждой страны в существенной мере зависят от того, сколько средств и как государство вкладывает в своих людей – сегодня это общепризнанный факт.

Социальное бюджетирование – это целевой подход для введения социального параметра на всех этапах бюджетного цикла, анализ влияния государственных расходов или методов получения доходов на женщин и девочек в сравнении с влиянием на мужчин и мальчиков. Такое бюджетирование предусматривает внесение предложений по пересмотру приоритетов расходов и доходов с учетом различных нужд и приоритетов женщин и мужчин. Оно может включать также другие параметры и категории равенства, такие как этническая принадлежность, возраст или место жительства (город/село, различные области/регионы).

Соответственно, социальный бюджет – это госбюджет, ориентированный на людей с учетом их половых и социальных различий, нужд и интересов, отрицающий составление бюджета для некоего среднестатистического человека.

Вместе с тем социальное бюджетирование не подразумевает составления отдельного бюджета для мужчин и женщин и не требует разбивки бюджета между ними поровну (50/50). Оно, скорее, предполагает распределение государственных средств еще более адресно и дифференцированно, поскольку приоритеты женщин и мужчин часто бывают разными в силу различия их роли в обществе.

К.Шнайдер в качестве примера привела бельгийскую налоговую реформу 2000 года, которая по-разному повлияла на женщин и мужчин. Первые получили наибольшую выгоду от мер в пользу малообеспеченных категорий (меньший налог на низкую зарплату), тогда как мужчины получили наибольшую выгоду от снижения средней ставки и сокращения прогрессивной шкалы подоходного налога.

Европейские эксперты признали ценность социально ориентированных бюджетов и призывают государства – члены ЕС активнее использовать этот инструмент. Продвижение социальных подходов к планированию и бюджетированию национального развития позволяет повысить эффективность государственных расходов и политики, экономическую эффективность, создать благоприятные условия для внедрения социальных бюджетов, особенно на местном уровне. В свою очередь экономические и административные реформы позволят достичь надлежащего управления бюджетными средствами путем улучшения подотчетности и прозрачности, мониторинга достижения целей политики, а также внедрить такие инструменты, как открытость бюджетного процесса и публичная отчетность о его выполнении.

Сегодня инициативы по составлению социального бюджета реализуются в более чем 60 странах мира. Госпожа Шнайдер привела примеры положительного опыта ряда европейских стран – Австрии, Франции и Швеции.

Недавно принятая поправка к Федеральной Конституции Австрии (январь 2008 г.) обязывает госорганизации всех уровней обеспечить социальное равенство в контексте бюджетного управления. На основании этой Статьи в федеральный бюджет 2009 года был введен социальный компонент.

В рамках реформы бюджетного законодательства обеспечение социального равенства стоит в одном ряду с обеспечением прозрачности, эффективности и подотчетности в управлении государственными средствами при предоставлении государственных услуг. Социальное равенство находится на том же правовом уровне, что и задача обеспечения макроэкономического баланса и устойчивости финансового сектора.

Во Франции Закон о бюджете от 2000 года требует от правительства ежегодно подавать приложение к Бюджету с указанием ассигнований, выделенных на обеспечение социального равенства населения. В 2003 году анализ социального бюджета, подготовленный французским министерством экономики, финансов и промышленности, показал, что в 2000 году 31% работающих женщин были заняты неполный рабочий день, тогда как мужчин – только 5%. Из доклада ясно, что неполный рабочий день не был собственным выбором женщин.  

В 2003 году шведское правительство обязалось ввести социальные аспекты в бюджетный процесс. В бюджетном законопроекте министерство финансов опубликовало специальный отчет о распределении экономических ресурсов между женщинами и мужчинами.

В Швеции уход за детьми в дошкольных учреждениях предоставляется по доступной цене, что видно из бюджета: почти 2% ВВП тратится на госдошкольные учреждения; также Швеция имеет один из самых высоких показателей занятости женщин в Европе.

Международный эксперт К.Шнайдер также отметила, что социальное неравенство препятствует развитию и экономическому росту. Так, по данным исследования 2007 года, проведенного Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана ООН (ЭСКАТО), регион теряет 42–47 млрд долларов США в год из-за ограничений на трудоустройство женщин, еще 16–30 млрд в годиз-за социального неравенства в образовании.

В Докладе ПРООН о человеческом развитии за 2010 год в Азиатско-Тихоокеанском регионе по гендерным вопросам отмечено, что ВВП таких стран, как Индия, Индонезия и Малайзия, увеличился бы на 2–4% в год, если бы уровень занятости женщин повысился до 70%.

А в Китае, где почти 70% женщин имеют оплачиваемую работу, – более высокие темпы долговременного роста и индустриализации в сравнении с другими странами.

Анализу влияния местных бюджетов на предоставление равных возможностей населению на примере Джизакской области была посвящена презентация национального консультанта проекта ПРООН Юлия Юсупова.

Национальный эксперт пояснил, что социальное бюджетирование – это процесс использования бюджетной политики для решения разного рода социальных проблем. Так, бюджетная политика может быть нацелена, например, на помощь малообеспеченным, борьбу с алкоголизмом и наркоманией, сокращение детской заболеваемости, решение экологических проблем, обеспечение равных возможностей для мужчин и женщин и т.д.

В Узбекистане в этом направлении делается очень многое. В отечественном законодательстве отсутствуют нормы, ущемляющие права женщин по сравнению с мужчинами, в стране действует большое количество институтов, защищающих интересы женщин; достигнут относительно высокий уровень вовлеченности женщин в общественную деятельность, правовой и социальной защиты матери и ребенка. Наряду с этим, правительство периодически реализует специальные государственные программы: 1998 год – Год семьи, 1999-й – Год женщин, 2001-й – Год матери и ребенка, 2010-й – Год гармонично развитого поколения, 2012-й – Год семьи.

Кстати, доля занятых женщин в общем числе женского населения трудоспособного возраста в Узбекистане такая же, как в Японии и Украине (62%). Выше чем, к примеру, в Польше (56%), Венгрии, Греции, Южной Корее (55%), Италии (52%). По этому параметру наша страна вошла в двадцатку первых.

Основными компонентами процесса социального бюджетирования на местном уровне являются:

выявление и анализ причин существующих социальных проблем и диспропорций;

анализ влияния государственной политики на выявленные проблемы;

разработка рекомендаций и программы действий для местных органов власти;

разработка индикаторов, позволяющих оценить степень достижения результатов;

принятие решений местных органов власти, выделение бюджетных средств.

реализация и мониторинг.

В рамках проекта ПРООН было проведено исследование вопросов предоставления равных возможностей мужчинам и женщинам в Джизакской области. Оно показало, что сегодня в этой сфере в регионе существует ряд проблем.

Во-первых, у женщин более низкий уровень доходов, чем у мужчин, как следствие того, что женщины меньше вовлечены в экономическую активность и преимущественно заняты в низкооплачиваемых отраслях экономики.

В республике 26,6% женщин занимают руководящие должности, в образовании и здравоохранении – не более 40%. Среди лиц, не имеющих квалификационной категории в здравоохранении, доля женщин составляет 71,1%, мужчин – 28,9%.

Во-вторых, относительно низкая вовлеченность женщин в предпринимательскую деятельность. К примеру, доля женщин-предпринимателей в Джизакской области составляет 18%, а среди фермеров – 4,4%.

Одна из возможных причин более низкого уровня занятости женщин – делегирование некоторых социальных гарантий для женщин предприятиям (выплата работающим матерям пособий по уходу за ребенком).

В некоторых регионах уровень женской занятости ниже, чем в среднем по стране.

В-третьих, наличие диспропорций в профессиональной структуре женщин-студенток как со средним специальным, так и высшим образованием. Традиционно «женские» направления обучения (в основном педагогическое и медицинское) в большинстве случаев поставляют специалистов на рынки труда, где оплата ниже учителя, медсестры, швеи).

Так, в Джизакской области занятость девушек со средним специальным образованием по специализациям распределена следующим образом: медицина – 81,3%, педагогика – 74,8%, промышленность – 42,4%, строительство – 41,2%, транспорт – 32,4%, юриспруденция – 31,3.

В  разрезе республики среди выпускников вузов в сфере просвещения работают 56% женщин, здравоохранения – 52,5%, связи – 19,3%, в промышленности – 18,5%, строительстве – 15%, сельском хозяйстве – 14,8%, на транспорте – 11,8%.

В-четвертых, снижение вовлеченности женщин в систему высшего образования. Доля девушек, обучающихся в академических лицеях, составляет 39%. С 2004 по 2010 годы среди студентов вузов девушек около 40%, в 2010–2011 учебном году данный показатель снизился до 38,5%.

В-пятых, число детей, посещающих детские дошкольные учреждения (ДДУ), постепенно сокращается. Данная ситуация ведет к тому, что женщины вынуждены больше находиться дома с детьми, чем заниматься генерированием доходов и полной реализацией своих возможностей.

Доля детей в возрасте 3–6 лет, посещающих детские сады, сократилась с 15,6% в 2005 году до 12,8% в 2010-м, а в возрасте 1–6 лет – с 10,4 до 8,1%. За период 2005–2010 годов расходы на содержание ДДУ в местном бюджете Джизакской области сократились с 5,3 до 4,2%.

Ю.Юсупов отметил, что существующая бюджетная система характеризуется высоким уровнем централизации, когда центральная власть осуществляет активное перераспределение доходов местных бюджетов. Объем и структура расходов местных бюджетов фактически определяются центром, а согласование изменений в утвержденные параметры расходов местных бюджетов занимает много времени.

Вместе с тем благодаря существующей системе обеспечивается равный доступ к гарантированным социальным услугам, независимо от места проживания, а также повсеместная реализация социально значимых программ. Конечно, централизованная бюджетная система не всегда учитывает специфику территорий, а местные органы власти не имеют возможности реализовывать полноценные местные целевые социальные программы. Однако это вовсе не означает, что местные бюджеты не влияют на ситуацию равенства возможностей мужчин и женщин, так как местные власти реализуют общенациональные социально ориентированные программы; расходы местных бюджетов по-разному влияют на мужчин и женщин. Анализ по Джизакской области показал, что расходы местных бюджетов объективно способствуют сглаживанию неравенства мужчин и женщин. Значительная часть расходов местных бюджетов идет на зарплату в «женских» отраслях экономики (образование и здравоохранение). В 2010 году на зарплату работников просвещения и здравоохранения израсходовано 45,2% всех бюджетных расходов области. Основные получатели социальных пособий – женщины. Местные бюджеты осуществляют финансирование ДДУ, групп продленного дня, кружков и секций, работу местных представительств Комитета женщин.

Национальный эксперт ознакомил с рекомендациями исследовательской группы по внедрению элементов социального бюджетирования. Это расширение прав и возможностей местных органов власти при планировании и исполнении местных бюджетов, в том числе предоставление права местным властям перераспределять средства между группами расходов. В этом контексте следует более широко внедрять принципы бюджетирования, ориентированного на результат. Бюджетные средства должны выделяться под конкретные программы с условием достижения результатов. При этом необходим механизм независимого мониторинга. Также предложено проводить периодические исследования по выявлению потребностей в принятии мер по выравниванию возможностей мужчин и женщин, развивать статистику, показывающую различия в состоянии мужчин и женщин, внедрять индикаторы социального бюджетирования.

Наряду с этим, исследовательская группа рекомендовала разрабатывать и реализовывать национальные и местные программы стимулирования развития «женского» предпринимательства и занятости женщин, их вовлечения в общественную и политическую жизнь, профессиональной переподготовки, предоставления бесплатных консультаций по семейным вопросам, вопросам здоровья мужчин и женщин.

О тематической актуальности семинара можно было судить по активности обсуждения, в рамках которого поднимались вопросы формирования местных налогов и других обязательных платежей, разграничения расходных полномочий между республиканским бюджетом и местными бюджетами в финансировании расходов, источников балансирования местных бюджетов.

В ходе обмена мнениями участники семинара проанализировали бюджетное законодательство Республики Узбекистан, а также основные аспекты социального бюджетирования.

Также депутаты отметили, что в каждой стране структура Госбюджета имеет свои национальные особенности. Наш Госбюджет отличает развитая система социальной поддержки населения и непроизводственной сферы, в том числе через различные общегосударственные программы и стратегии.

Шавкат Тешаев депутат, член Комитета по бюджету и экономическим реформам, отметил, что в нашей стране с 2005 года в системе здравоохранения и с 2008 года в системе образования (в общеобразовательных школах) осуществляется переход на подушевое финансирование, то есть расчет затрат учреждений этих сфер осуществляется на основе базовых нормативов затрат на одного получателя услуг (в здравоохранении – больного/пациента, в образовании – учащегося). Данная методика планирования направлена на эффективное и рациональное использование бюджетных средств.

Дильбар Холикова депутат, член Комитета по вопросам информации и коммуникационным технологиям, обратила внимание присутствующих на то, что в Узбекистане для женщин законодательно социальные аспекты учтены наиболее благоприятным образом. Они отражены в Конституции страны. А Трудовой кодекс предоставляет равные возможности в обладании и использовании трудовых прав. Законодательство предусматривает меры по исключению дискриминации. При этом, когда речь идет о меньшей вовлеченности женщин в экономическую активность и преимущественную занятость в низкооплачиваемых отраслях экономики, так называемых «женских», следует учитывать менталитет восточной женщины, в мировоззрении которой преобладают семейные ценности.

 С этой точкой зрения согласилась профессор Учебного центра Минфина, кандидат экономических наук Зарина Срожиддинова. В Европе женщины нацелены в первую очередь на построение своей карьеры, а в спектре приоритетов нашей женщины – благополучие ее семьи, она испокон веков была хранительницей домашнего очага. Вместе с тем в негосударственном секторе у нас наблюдаются факты дискриминации по половому признаку. Это обусловлено законодательно закрепленной обязанностью работодателя обеспечить отдельные социальные гарантии для женщин за счет своей прибыли. Один из вариантов решения этой проблемы – снижение налогового бремени хозяйствующего субъекта.

Участвовавшие в обсуждении депутаты особо отмечали необходимость рационального и эффективного использования выделяемых бюджетных средств с условием достижения результатов. При этом важно расширять права и возможности органов госвласти на местах при планировании и исполнении местных бюджетов, наладить действенный парламентский контроль за исполнением параметров Государственного бюджета.

Заместитель председателя Комитета по бюджету и экономическим реформам Сарвар Отамуратов подчеркнул необходимость повышения действенности такого мониторинга. Порекомендовал Минфину продумать индикаторы для реальной оценки эффективности бюджетных затрат.

По всем рассмотренным вопросам были приняты соответствующие предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование работы в данной сфере.

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш парламентский корреспондент.


Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_UMN :

2012-05-02 12:18:13

Думается, что нужно давать также информацию и о прочих  мероприятиях других профильных комитетов верхней и нижней палаты парламента на страницах Ваших газет: по телевидению не всегда удается посмотреть, да и "Парламент соати" бывает только раз в неделю.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Валюталар курси

2025-01-10
  • USD:12940.44 (+0.00) сум
  • EUR:13336.42 (+0.00) сум
  • RUB:126.85 (+0.00) сум

Янги сонларда ўқинг